Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Обратимся к тем примерам и их анализу, без которых и «Ёзден Адет», и наши комментарии будут совершенно непонятны. И снова начнем с Библии (Пятикнижия, Торы), с первых строк ее первой книги «Бытие». Это одна из самых интересных и волнующих частей Ветхого Завета. Внимательный читатель обязательно чувствует ее важность, значительность, что это не просто собрание мифов. О чем же в ней говорится? На наш взгляд, вовсе не о происхождении человека и всего человечества. Что, например, в этой книге и помещенной в ней знаменитой «таблице народов», представленных как потомство патриарха Ноя, можно вычитать о происхождении китайцев, зулусов или индейцев? Ничего. Речь идет о прошлом только белой расы, начале ее после-потопной истории. Эта раса (как и другие) не могла быть в те времена огромной, скорее всего, она состояла из нескольких относительно небольших народов, уцелевших после катаклизма (потоп) на какой-то, также относительно небольшой территории, откуда и началось их распространение по земле. Возможно, что их языки тогда не так уж сильно отличались друг от друга. Но вернемся к библейскому мифу о сотворении мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, гл. 1). Далее идет рассказ о сотворении суши, неба, животных и т. д. Нас интересует вопрос: как представляли себе творцы и редакторы этого мифа, жившие в эпоху, когда мышление основной массы было, надо полагать, весьма образно-конкретным, сотворение мира? При помощи чего Бог отделял его части друг от друга? (Если кто-то думает, что Он просто сказал «Отделяйтесь!» и все стало как надо, пусть почитает Библию дальше. Во всяком случае, отделение света от тьмы было не менее сложным делом, чем создание женщины, а вот библейский Бог во втором случае проделывает целую хирургическую операцию - усыпляет мужчину, вынимает у него ребро и создает из него женщину, и не на том же самом месте, а куда-то уходит, а потом возвращается с ней. Не легче ли было Ему просто сказать нужное слово?) На седьмой день, говорится в Библии, Бог «почил от всех дел Своих, которые делал», т. е. решил отдохнуть (более того, Он гулял в созданном им раю «во время прохлады дня», как обыкновенный человек). О сотворении человека в Книге Бытия рассказывается дважды. В одном случае Бог просто «мужчину и женщину сотворил их», во втором -сотворил человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни, а затем, подумав и решив, что человеку нехорошо быть одному, сотворил из ребра человека подругу ему. Считается что первый рассказ происходит из жреческой среды, а второй - из народной. Нас, конечно, этот народный рассказ и интересует. Относиться к нему просто так - вот, мол, взял народ, да и придумал свой миф, - мы не можем. В этих случаях обычно присутствует искажение чего-либо вполне логичного, и причины таких искажений многообразны. Вопрос: для чего народу понадобилось придумывать миф о сотворении женщины именно из ребра, а не из другой части тела Адама? Ответ оказывается удивительно прост. Составители Книги Бытия, пытаясь восполнить недостаток своих материалов для освещения после-потопной (см. ниже) истории белой расы, использовали и мифы других народов, переводя их на древнееврейский. По всему миру распространен миф о том, что первые два человека были близнецами; библейский рассказ -исключение. Но дело в том, что здесь явно просвечивает неправильно прочитанный тюркский текст: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Правил письма было множество, пергамент - дорог, записывали тексты сплошной строкой, без знаков препинания, и - одними согласными. Вот и получилась путаница: вместо тюркского эгизин (ГЗН) тиширыу этди «его близнеца сделал (Бог) женщиной», прочитали иегисин (ГСН) тиширыу этди «его ребро сделал женщиной», что и немудрено, слишком схожи слова эгизин «его близнец» и иегисин «его ребро». К тому же слова «делать, сделать» и «плоть, мясо» совершенно идентичны - эт. Кроме того, в тексте сказано, что Бог взял ребро, сотворил из него женщину «и привел ее к человеку». Получается, что он сотворил женщину где-то в другом месте, не на глазах у человека. Вероятно, это другой отголосок тюркского мифа: Бог создал мужчину в одном месте, потом создал ему близнеца-женщину и привел ее к нему. Къатын, къатун «жена, женщина», къат «повтор», къатында «рядом с ним». Но есть и другой вопрос - почему плод древа познания, которым соблазнились Адам и Ева, был запретным? Неясно, о чем шла речь в пратюркском мифе, но подозреваю, что и здесь повинно лингвистическое недоразумение. В Библии не сказано, что зто был за плод, как он выглядел. Но почему-то всегда подразумевалось яблоко, его и изображали средневековые иконописцы и художники. Речь идет о запрете брать что-то. Все дело в том, что в тюркских языках яблоко называется алма, с ударением на втором слоге, но если перенести его на первый, получается радикально отличный смысл - «не бери» (кроме того, алма в древнееврейском означает «молодая женщина»). Еще в XI веке ученый раввин Аврагам Ибн-Эзра пояснил, что «мужчина и женщина были созданы соединенными между собой, составляя одно целостное человеческое существо. Чтобы дать Адаму в жены Хаву, Всевышний разделил их, сделав обособленными существами. Рассказ о том, как Всевышний создал Хаву из ребра Адама, возник в переводах Торы из-за того, что еврейское слово цэла одновременно означает «грань», «сторона» и «ребро» (Шатер, над которым облако. Москва-Иерусалим, 1990. С. 129). Это интересное объяснение имеет в виду слова «мужчину и женщину создал их» - в первом (семитском) варианте мифа о творении человека. Следовательно, народ не понял, что речь идет о создании женщины из одной стороны первосущества, и решил, что говорится о ребре; затем этот народный рассказ попал в Тору в качестве второго варианта. Заметим, что и тюркское жан «душа»; «жизнь»; «живое существо» имеет еще и значение «сторона, бок». Но остается вопрос - каким орудием Он отделил мужчину от женщины? Не тем ли небесным мечом-радугой, о котором шла речь выше? Кто-то подумает, что это неправильный подход, что библейскому Богу незачем было применять какое-либо орудие. Почему же тогда в случае с сотворением Адама ему понадобился материал - ведь сказано, что он сотворил человека из праха земного? Еще одна калька. Бог, проклиная хитрого змея-искусителя, говорит ему: «...будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Змей, конечно, передвигается ползая, но прахом все-таки не питается. Карачаево-балкарское топракъла ашап турлукъса «будешь есть прах» почти неотличимо от топракъда жашап (яшап) турлукъса «будешь жить во прахе» - в норе. После грехопадения очнувшиеся Адам и Ева сшили себе вместо одежды смоковные листья. Далее говорится: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные». Из чего? Следовательно, пришлось прирезать каких-то животных. Но если мы поймем, что это просто калькированный перевод с тюркского, необходимость такого вопроса отпадет. Речь шла о том, что люди поддались соблазну: Карачаево-балкарское терилтиу (от терилтик) - «соблазн». Териле тик - «сшить кожи». Заметим также, что после изгнания первых людей из рая (мира духа) библейский Бог «поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Но карачаево-балкарское название радуги жанкъылыч можно перевести и как «пламенный, горящий меч», поскольку жан «гореть, пылать». А «херувим» - это древнееврейское множественное число от «керуб, каруб» «сила» (небесная, один из ангельских чинов в иудаизме и христианстве). В карачаево-балкарском къарыу (от къаруб, къарув, къарукъ) как раз и означает «сила». Если же прочитать каруб обратно, получится Бурак - имя крылатого животного с лицом человека, на котором, согласно мусульманскому преданию, пророк Мухаммад совершил путешествие (мирадж) к трону Аллаха. (Радуга фигурирует и в библейском рассказе о Ное.) Вопрос: почему этот пламенный меч назван «обращающимся»? Зачем его «обращать» (вращать)? Но дело в том, что карачаево-балкарское бур означает и «вращать», и «загнуть» - т. е. речь шла именно о небесном мече-радуге, изогнутом. Древние народы находились между собой в разнообразных контактах, что и отражается в Книге Бытия. Не исключено, что свою роль сыграли караимы, интереснейший народ, говорящий на тюркском, но исповедующий иудаизм (при этом именуя Бога по-тюркски - Тенри). Именно караимский язык является ближайшим родственным карачаево-балкарскому. (Примечательно, что в обоих языках присутствуют цокающий и чокающий диалекты.) Чтение стихов караимских поэтов XVHI-XIX вв., например, не представляет для карачаево-балкарцев абсолютно никаких трудностей. Для автора этих строк единое происхождение двух народов и их языков - несомненный факт. В третьей главе сказано, что от земли поднимался пар (значит, она была влажной). На восьмой день, как следует по смыслу, «насадил Господь рай в Едеме», где произрастил всякие деревья, и поместил туда созданного на шестой день человека, наказав ему возделывать сад и вкушать все плоды, кроме плодов древа познания. Потом человек (Адам) нарек именами зверей и птиц. (В карачаево-балкарском am - «имя», ата - «именовать, нарекать именем», ата - «отец, предок».) Уже великое множество раз религиоведы всего мира указывали на целый ряд противоречий и недомолвок в этом рассказе, в том числе и на такое: если человек был создан на шестой день, то где он находился в день седьмой и на восьмой, пока Господь создавал рай? Потом последовало вкушение плодов познания и изгнание первой пары из рая, появление у них двух сыновей - Каина и Авеля, начало земледелия и скотоводства, ремесел, убийство Авеля Каином, рождение третьего сына -Сифа, распространение людей по земле и т. д. Затем они развратились, и библейский Бог решил наслать на них потоп и погубить всех людей, кроме праведного Ноя с его тремя сыновьями - Симом, Хамом и Иафетом, со всеми их семействами. Ной построил ковчег, где поместил и животных, и спасся. Ровно через год воды потопа вошли в свои берега, а еще через два месяца земля обсохла, и люди вышли из ковчега. Затем Ной принес жертвы Богу, и Он благословил патриарха и явил ему знак Своего завета со всеми живыми созданиями: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти» (Бытие, гл. 9). Что же делает после этого патриарх? «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим». Но Сим и Иафет взяли одежду, вошли в шатер пятясь, не глядя, и накрыли наготу отца. Это весьма странный рассказ, поскольку не объясняется, почему то, что Хам вошел в шатер, увидел опьяненного, спящего отца и сказал об этом братьям, является таким уж страшным преступлением. Судите сами: «Ной проспался от вина своего, и узнал, что СДЕЛАЛ над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие, гл. 9). Не сказал, а сделал. Но что? У Хама было четыре сына, однако неясно, за какие такие грехи именно его младшего сына Ханаана, а не самого Хама, проклинает Ной. Непонятно, почему Хам назван «меньшим сыном», когда во всех перечислениях и упоминаниях сыновей Ноя порядок один: Сим, Хам, Иафет. Но в перечислении их потомков порядок этот нарушается: сначала перечислены потомки Иафета, потом Хама и Сима. Так и остается неясным, кто из них был младшим - Иафет или Хам; здесь же Сим назван «старшим братом Иафетовым». Вначале говорится, что Хам увидел спящего отца и, выйдя из шатра, что-то сказал братьям. Но далее - другое: Ной «узнал, что сделал над ним меньший сын его». Ловкие увертки, вроде того, что, мол, автор Пятикнижия (т. е. пророк Моисей) рассматривает сообщение Хама как страшный грех, потому и говорится так, никого удовлетворить не могут. Речь явно шла о каком-то действии Хама, взирать на результаты которого Сим и Иафет не могли, были не в силах, потому и вошли в шатер пятясь и накрыли наготу Ноя. Но именно этот поступок древние редакторы почему-то скрыли. По-еврейски Ноя зовут Hoax, что означает «покой, упокоение», по-арабски - Нух. Тюрки, добавляя недостающую по их фонетической норме гласную, произносят «Унух» («усмирение»). В Библии встречается схожее с Hoax имя - Ногах («блеск»), так звали одного из сыновей царя Давида (отметим). Имя отца эллинского титана Прометея странно идентично имени одного из сыновей Ноя - Иапет. В карачаево-балкарском Норах, Нурах (нур ах) означает «сияющая душа». Случайно ли все это? Тюркский миф о принесении божества в жертву для сотворения мира был заимствован другими народами, например, греками-эллинами, но претерпел изменения. В их мифе бог Крон оскопляет при помощи серпа своего отца Урана, женатого на Гее, богине земли, чтобы остановить его плодовитость и беспорядочные связи. Такой странный сюжет и применение (в качестве орудия) серпа - результат калькирования при переводе. Как уже говорилось, архаическое карачаево-балкарское ирек, эрек, ирей, эрей означает «меч», откуда слово ирейчи, эрейчи «дружинник», букв, «мечник». Оно же входит в состав имени бога войны и ветра -Эрей, Эрирей, Эререй (эр эрек «герой-меч»). Но слово оракъ «серп» очень близко к эрек, возможно, что оно и звучало в прошлом так же (ср. также сырпын - «меч»). Кроме того, слово «резать, разрезать, кроить» - бич (откуда и бичакъ -нож). Но это же слово {бич) означает и «оскоплять». Имя греческого божества (Уран), означающее «небо», очень близко к тюркскому оргъан, оран, уран «жнец». Кроме того, по народной этимологии, слово оракъ, ор-акъ, ор ах можно перевести как «срезающий душу» (представление о месте пребывания души могло связываться и связывалось с детородными органами). В одном из карачаево-балкарских мифов Тейри («небесный») творит вселенную из частей своего тела; это позднее развитие народного мифа, в котором Тейри сам соглашался стать жертвой для сотворения мира. Весь этот полисемантизм тюркских слов привел греков к путанице, откуда и явился странный миф об оскоплении бога-неба при помощи серпа. Имя Hoax, как уже сказано, вполне могло звучать и как Норах, Нурах - на тюркском «сияющая душа» (см. приведенное выше имя Ногах - «блеск»). Прочитанное в обратном направлении, оно будет звучать как Харон, Хрон (Крон - в русском произношении) - имя того божества, которое оскопило своего отца Урана. Но имя Уран, опять-таки в обратном чтении, дает «Нару»; нар - тюрко-монгольское «солнце, солнечный» (ср. то, что приведено выше - «блеск, сияющая душа»). Скорее всего, оба слова, нур и нар означали просто «солнце» и являются вариантами. Итак, оба имени, Уран и Хрон, в греческом мифе есть просто результат калькирования и путаного перевода пратюркского мифа (который попал к евреям через греков), как и ветхозаветный рассказ о неведомом преступлении Хама, за которое Ной почему-то проклинает не его самого, а одного из своих внуков, сына Хама - Ханаана. Может быть, в греческом мифе и сказано то, о чем умолчали в Книге Бытия? После этого меня нисколько не удивило встреченное в энциклопедии сообщение С. Аверинцева: «Грех Хама интепретировался в раввинской экзегезе как оскопление отца (ср. оскопление Урана Кроном и другие аналогичные мотивы); проклятие Хама не в его собственном лице, но в лице его сына мотивировали тем, что он воспрепятствовал отцу породить нового сына (вавилонский Талмуд, трактат «Сангедрин»)». Последнее объяснение неудовлетворительно, поскольку неясно, почему из всех потомков Хама проклятие должно было коснуться только его младшего сына. Но важно то, что ученые раввины знали или помнили, что в греческом мифе (пересказе тюркского) присутствовал мотив оскопления. Напомним, что в греческой мифологии причиной оскопления Урана также называется желание Крона положить конец неистощимой плодовитости отца. Причина проклятия Ханаана - в неправильном понимании тюркских слов: оскопленный Ной должен был проклясть не одного из своих внуков, а все потомство Хама, его кровь, употребив выражение къанынгдан туугъанла, в древнем звучании - къананган туугъанла «рожденные от твоей крови». Слово къананган, къанынган «от твоей крови») очень близкое к къанагъан «кровоточить» и к къаны агъа «истекая кровью») в консонантной записи (только согласными), было понято составителями Книги Бытия как имя предка народа, враждебного древним евреям, -«Ханаан». Не потому ли Сим и Иафет не могли смотреть на отца и зашли к нему пятясь, чтобы накрыть его? Кроме того, карачаево-балкарское слово унукъ как раз и означает «подавить, унять, привести в отчаяние, усмирить». Конечно, никто пророка Ноя не оскоплял, это только миф, родившийся на почве народной этимологии и калькирования с тюркского (свою роль, вероятно, сыграло и немотивированное сближение имени «Унух» со словом «евнух»). Выражение «происходить от крови имярек» применяется карачаево-балкарцами чаще, чем «происходить от семени имярек». Чтобы не быть голословным, приведу две строчки из гимна-обращения нартов к богу Тейри:
Нартла бары жаратылдыкъ къанынгдан,
Нартха ётдю хар бир жигинг санынгдан. Все мы, нарты, произошли от твоей крови, В нартах повторился каждый сустав твоего тела. Читая библейский рассказ о Ное, Р. Р. Тилов заметил (устное замечание), что его авторы как бы играют тюркскими словами. Ной плыл в своем ковчеге, а потом насадил виноград. В карачаево-балкарском жюз -«плыть, плавать», жюзюм «виноград». Чтобы проверить, обсохла ли земля, Ной выпускает голубя. Кептир - «обсохнуть», кептар - «голубь» (в туркменском и в иранском), в карачаево-балкарском кептиреуюз -«синька» (быстросохнущий известковый раствор). К этому можно добавить и другие созвучия. Сначала Ной выпустил из ковчега не голубя, а ворона. Ной проклял своего внука. Къаргъа -«ворона», къаргъа - «проклясть». Ной лежал в своем шатре, где его якобы оскопил Хам. Одной из причин появления сюжета стала и другая путаница: чатыр - «шатер», чат - «промежность». Адама и Еву соблазнил змей. Первое, что они осознали после пробуждения, - «что они наги». Жылан, жилян «змей» от жалан «голый, нагой», т. е. непокрытый шерстью или перьями. Древнееврейское название Пятикнижия Моисея - Тора (Закон), с ударением на втором слоге. Но точно так же звучит и тюркское Тёре, Торе, Тора, Тура и т.д. («закон»; «суд»; «законодательно-судебный орган»). Другое название Священного Писания иудеев и христиан - Библия -считается происходящим от греческого «библион»; якобы по названию сирийского города Библ, откуда греки ввозили папирус. Но никто не объяснил, почему от названия города произведено только именование священной книги, - ведь греки, надо полагать, и до знакомства с иудаизмом давным-давно писали книги на папирусе; и ввозить его они могли, наверное, не только из Библа. На наш взгляд, слово «Библия» скорее происходит от тюркского Бий билим - «божественное знание» или от Бийбиль - «богопознание» (если только оно не от названия Вавилона -Бабел, Бабил). Выше уже говорилось об имени отца Прометея - титана Иапета, совпадающем с именем одного из сыновей Ноя (Иафет). Титаны - первое поколение богов, они порождены Ураном-небом и Геей-землей, их шесть братьев. Но и в нартском эпосе говорится о первочеловеке Дебете и шести (или семи) нартских племенах или родах, происходящих от братьев, которых звали Алик, Усхуртук, Бора, Индиляй, Гезох, Ачи. Сам Дебет, по косвенным данным, является родоначальником старшего среди нартов рода Аликовых, возглавляемого его старшим сыном Алауганом. Перечисленные выше Усхуртук, Бора и др. в эпосе ни разу не названы сыновьями Дебета, так эпос именует только Алаугана - Дебет улу Алауган. (Следует сказать, что вопрос этот труден: братья могут оказаться и сыновьями Нуха или Дебета.) Возможно, Дебет является братом перечисленных выше родоначальников. Аликовы иногда именуются и Дебетовыми. Причина двойного этнонима, видимо, в том, что по отношению к главенствующему, правящему роду-племени применен тюркский социальный термин - элик, алик «царь», следовательно Аликлары, Эликлары (Аликовы) - «цари» (т.е. это те же «царские скифы» Геродота). Отметим, что, подобно шести древнегреческим братьям-титанам (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Крон), Дебет, по древнему варианту, также рожден в результате брака Неба и Земли (а значит, и его братья). Из этого сопоставительного анализа следует, что все народы белой расы в какие-то отдаленные времена соседствовали и взаимодействовали, что отразилось не только в мифологии, но и в языке (ностратическая теория). Но для нас важнее другое - сходства в библейских рассказах об Адаме и Ное: 1. В обоих рассказах землю покрывала вода. И в том, и в другом случае земля должна была обсохнуть. 2. И у Адама, и у Ноя - по три сына (Каин, Авель, Сиф (или Сетх) - Сим, Хам, Иафет). 3. Оба возделывают землю, сад, это их первое занятие. 4. Оба совершают нечто предосудительное (вкушение плода с древа познания и вкушение вина из винограда). Карач.-балк. чагъыр - «вино», чакъ - «цвести»; производное от него чагъар «зацветет». 5. Оба засыпают: Адам - чтобы из его ребра сделали женщину, Ной - от опьянения. 6. Один из сыновей оказался преступником (Каин, Хам). 7. В обоих рассказах есть мотив проклятия - Бог проклинает Адама, Ной проклинает Ханаана. В обоих рассказах упоминается радуга («обращающися меч»). 8. В обоих рассказах есть мотив благословения - Бог благословляет Адама и Еву (после сотворения мира) и Ноя (после потопа). 9. В благословениях, которые Бог дает Адаму и Ною, много сходного. 10. Есть родословие сыновей Адама - Каина и Сифа, и сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета. 11. Потомки Адама развратились и помышляли только о зле (в чем состояло это зло, не сказано), за что Бог наслал на них потоп. 12. Потомки Ноя вздумали построить башню высотой до неба, в Вавилоне (семитское Бабель, Баб-илу - «врата бога»; тюркская этимология проще: баба эль - «поселение предков»). Тогда Бог смешал их языки, строители перестали понимать друг друга и разошлись. 13. Кар.-балк. бир тилли болуп «стать единоязычными» означает «быть единомышленниками». Речь шла о том, что люди рассорились, перестали быть единомышленниками. Мы можем предположить, что это два мифа об одной и той же эпохе (накануне и после потопа). В таком случае Каин соответствует Хаму, Авель - Симу, Сиф - Иафету. Но при сопоставлении их потомков обращает на себя внимание сходство имен в родословии Каина и Сифа, двух сыновей Адама: Адам - Каин - Енох - Ирад - Мехиаель - Мафусал - Ламех -Иавал, Иувал, Тувалкаин, их сестра Ноема. Адам - Сиф - Енос - Каинан - Малелеил - Иаред - Енох - Мафусал - Ламех - Ной. Имена потомков двух сыновей Адама подозрительно схожи. Скорее всего, здесь мы имеем переделку чрезвычайно распространенного в культурах мира близнечного мифа (например, Ромул и Рем, первый убил второго и основал город Рим). То же самое, видимо, было и здесь. Каин (Сиф, евр. Сетх, этимология неизвестна; ср. имя египетского героя, убийцы Озириса - Сетх) убил своего близнеца Авеля (арабское Хабил), удалился в землю Нод на восток от Эдема и построил город, названный Ханох (Енох). Соединяя и расчленяя, в поисках «наилучшего» варианта, разные древние мифы, редакторы Библии создали множество противоречий, уже очень давно бросающиеся в глаза исследователям. В довершение всего, сестру Тувалкаина звали почему-то именно Ноема, очень схоже с именем потомка Сифа - Ной. В первом списке Ламех является отцом Иавала, Иувала, Тувалкаина и Ноемы, во втором Ламех назван отцом Ноя. Неясно, почему из имеющихся в Книге Бытия шести или семи родословий только в этом указана женщина. Отметим, что у Каина-братоубийцы было талантливое потомство: Иавал - первый скотовод, Иувал - первый музыкант, Тувалкаин - первый кузнец («был ковачем всех орудий из меди и железа»), одним словом, основатели цивилизации. Сыновья же праведного Сифа ничем не примечательны, кроме долголетия. Весьма похоже на то, что древние составители Книги Бытия пользовались двумя списками одного родословия, отнеся Ноя в самый конец одного из них, чтобы получилась история до-потопная (от Адама), которую Ной соединил с историей после-потопной. Предположим другое. Если в первом списке (от Каина) указано 7 колен и 10 человек, то во втором (от Сифа) - 9 колен и 9 человек. Может быть, у Иавала был сын Иувал, а у того - сын Тувалкаин? Тогда число колен сравняется в обоих списках, а кузнец Тувалкаин будет соответствовать Ною (строил же он ковчег, т. е. был мастером). Отчего в списки вкралось имя женщины, неясно. Но обратите внимание на полное сходство имен в окончании двух родословий: Мафусал, Ламех, Тувалкаин -Мафусал, Ламех, Ной. Отец Ноя - Ламех, потомок Сифа, никакого преступления, по библейскому рассказу, не совершал. Но вот другой Ламех, отец Тувалкаина, говорит своим двум женам: «Ада и Цилла! Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесять раз всемеро» (Бытие, 4: 23, 24). О каких муже и отроке идет речь, ничего не говорится. Неясно, почему библейский Бог брал под защиту Каина - братоубийцу, сделав ему знамение и сказав: «...всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро». Неясно, почему из всех потомков Каина только семейству Ламеха отведено значительное место, - остальные просто упомянуты. Во многих тюркских языках, в том числе и в карачаево-балкарском, термин «человек» - кес, кис, кит, киши и т. д., означающее «барс», наследие эпохи тотемизма (отсюда название домашней кошки: киштик -«барсик»). Но более употребительно слово адам, к тому же этически окрашенное. Почему? Вероятно, потому, что какая-то значительная часть тюрков следовала учению этого пророка, как и некоторые другие народы (например, таджики, осетины, евреи). Вспомним, что в средневековой Европе обращения «добрый человек» и «добрый христианин» были вполне синонимичными. «Адам» - значит приверженец его учения (в Св. Коране Адам как раз и назван пророком, как и Нух). Если мы говорим: Хау, ол адамды - «Да, он человек», то подразумевается, что речь идет о хорошем человеке, заслуживающем этого звания. Возможно, Иисус Христос именовал себя «сыном человеческим» (сыном Адама) по той причине, что Адам (не Будда, конечно, а первопророк Адам) и являлся прародителем всех пророков. Кем был библейский первочеловек, чем занимался? Сказано, что возделывал землю. Но успешное земледелие без орудий невозможно, с палкой-копалкой далеко не уйдешь. Нужен кузнец, мастер, рабочий, который и является подлинным основателем цивилизации. Зададим наивный вопрос: неужели до Тувалкаина никто не занимался кузнечным делом? Нет, в рассказе об Адаме речь сразу идет о людях, владеющих навыками, а вовсе не о дикарях, живущих в пещерах; это история людей уже после потопа, а не задолго до него. Тогда мы придем к следующему: человек, который спасся от потопа, как бы его ни звали, имел трех сыновей (точнее - шесть, если Адам и Ной - одно и то же лицо; унукъ адам, пух адам - «смиренный человек»), имена которых имеют варианты: Каин, Авель, Сиф - Сим, Хам, Иафет - Иувал, Иавал, Тувалкаин. Один из них был кузнецом - Сиф (обратное чтение - Фес, Тес), Иафет (Иафес, Яфес), Тувалкаин. Но именно так зовут одного из семи сыновей Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Тувал, Мешех и Тирас. И это же имя, в таком же усеченном виде, встречается и в книге пророка Иезе-кииля (которая, если верить библейской хронологии, была создана спустя тысячелетия после Иафета-Тувалкаина), в качестве названия одного из народов, который жил вместе с Иаваном, Рошем и Мешехом в земле Магог и производил торговлю с городом Тир: «Иаван, Тувал и Мешех торговали с тобою (Тиром), выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду» (Иезек., 27 : 13). Значит, народы, упомянутые в библейской «Таблице народов», жили еще во времена Иезекииля (VI век до н. э.), и Тувал продолжал заниматься ковкой меди, а заодно и продажей рабов. Отметим, что в карачаево-балкарском языке топал означает «хромой», - но ведь хромота как раз и была профессиональной болезнью кузнецов (поэтому и хром древнегреческий бог-кузнец Гефест). Есть и слово тапла - «ковать, расплющивать, отбивать». А также таб, man, дып, топ - «огонь». По карачаево-балкарской мифологии первым человеком (адам) был кузнец. Кроме того, народно-этимологически тып ал, топ ал означает «брать огонь». (Может быть, Нух и кузнец Дебет - одно и то же лицо?) Получается более или менее связное повествование о трех сыновьях Адама: Каин (Сим, Иувал) - земледелец, Авель (Иавал, Хам) - пастырь овец, Сиф (Иафет, Тувалкаин) - кузнец, ремесленник. Согласно древним апокрифическим рассказам, после убийства Авеля Каином Адам не приближался к Еве 130 лет. Но ему явился ангел и сказал, «что у них с Евой родится сын, который будет иметь многочисленное потомство, которому, однако, не следует смешиваться с семенем Каина. Из апокрифической литературы известна история соблазнения сыновей Сифа дочерьми Каина» (Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2, С. 440). Именно соблюдение такого запрета представлено краеугольным камнем нравственного здоровья нартского общества в карачаево-балкарском эпосе. Об этом нартам заповедал сам Тейри, об этом нарту Алаугану напоминает его отец Дебет, об этом богатырю говорит его верный конь. Но Алауган соблазняется красотой иноплеменницы, берет ее в жены и в среду чистых сердцем нартов проникает зло. От нее у доблестного и прямодушного нарта рождаются девять сыновей, сеющих интриги и раздоры. В конце концов они были убиты Ёрюзмеком, воплощением самого Тейри, спустившимся на землю для того, чтобы возглавить нартов в их борьбе с людоедскими племенами и практикой человеческих жертвоприношений. Вначале он возглавляет жреческий род Усхуртуковых и борется с Аликовыми (родом воинским), у которых власть захватили как раз сыновья Алаугана от иноплеменной красавицы, поклоняясь Кызыл Фуку, божеству плодородия и чадородия. Вначале я ошибочно считал, что Аликовы - жрецы, а Усхуртуковы -воины. Но дело в том, что, согласно всем сказаниям, нарты собираются на свои пиры именно в Большом Доме Аликовых (а не в святилище -чууана). Это именование сохранялось в качестве названия помещения, в котором собирались воины-уздени, вплоть до XX века. Кроме того, от Аликовых в вопросах культа мало что зависит, тогда как вождь Усхуртуковых Ёрюзмек является религиозным реформатором. Если наше предположение о том, что Адам (земной) и Ной - одно и то же лицо, верно (к биографии первого добавлены еще и детали биографии Будды), то можно попытаться развить эту мысль. Как мы помним, у греческого Урана было шесть сыновей-титанов. Если соединить число сыновей Адама и Ноя, то получится тоже шесть. Родоначальников нартского народа - шесть (семь). Тогда вполне возможно, что разное звучание имен их сыновей у евреев, греков и карачаево-балкарцев (за исключением Иафета-Иапета-Дебета) появилось потому, что это просто их переводы с какого-то одного языка. Сыновья Адама-Ноя: Каин, Авель, Сиф, Сим (Сам, по-арабски), Хам, Иафет. Сыновья Урана: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Крон. Не могло ли быть так, что каждый из них возглавил какой-то тогдашний народ, стал основателем его национальной религии и правящей династии? Дебет-Иафет-Иапет - у тюрков, Крон, скажем, у европейцев (был свергнут своим сыном Зевсом) и т. д. По греческим мифам Иапет - муж Асии (или Климены, отец четырех сыновей - Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея. И это опять указывает на Кавказ, поскольку именно там был прикован к скале Прометей. Кроме того, Асией древние греки называли территорию к северо-востоку от Черного моря - равнины Северного Кавказа (вероятно, от второго названия алан - асы). Мы уже говорили о своем понимании мифа (первичная, многовариантная, словесная оболочка непознаваемой сущности - идеи). Рассказы о многих божествах, их потомстве, их войнах и пр., на наш взгляд, это не мифы, а исторические предания о древних царях, героях, пророках и др. выдающихся личностях. Повторим: обаяние библейской Книги Бытия как раз и состоит в том, что в ней чудом сохранились предания народов всей белой расы об их состоянии после потопа. Это не мифы в смысле «выдумки, древние художественные вымыслы», а правда, поданная в художественно-мифологической форме. Мы имеем дело с двумя вариантами одного и того же рассказа - о людях, спасшихся после потопа, т. е. Адам и Ной - один и тот же персонаж, культурный герой. Но эти два мифа принадлежали разным народам, редакторы Библии просто соединили их в последовательном порядке, почему Ной и оказался потомком Адама (нередкий случай в фольклоре). Кроме того, Адам получил и «биографию» Будды. И, конечно, история людей до всемирного потопа вряд ли была такой короткой и простой, как описанная в Книге Бытие. А теперь обратимся к образу карачаево-балкарского бога-кузнеца Дебета, прародителя народа богатырей-нартов. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (01.04.2014)
|
Просмотров: 1208
|
|
Всего комментариев: 0 | |