Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Экинчи алгъышны тамата къонакъ айтады.
Алгъыш айтхан алгъа ичер. (Сюелип айтады. Эртте заман-лада бары да бир гоппандан ичгендиле.) Алгъыш айтхан — бир аякълы. (Аягъын жерге салса, алгъы-шын бошаргъа керекди. Бу бек эски адетди.) Бир аякъгъа эки алгъыш айтылмаз. Ючге дери — тепси аякъ, Ючден сора — тюпсюз аякъ. (Сыйда олтургьан юч аякъ ичер-ге борчлуду. Алдан сора къысаргъа жарамаиды.) Второй тост произносит старший гость. Кто сказал тост, тот и пьет первым. (Древний обычай. В прежние времена пирующие пили из одной чаши.) Произносящий тост — одноногий. (Очень древний обычай. Когда тостующий опускал ногу, тост заканчивался.) Над одной чашей два тоста не говорят. (Другому гостю дополнять его нельзя.) До трех раз — это застольная чаша, После трех раз — бездонная. (Пирующий обязан выпить три чаши. Принуждать выпить больше нельзя.) Разрушение традиционной культуры не могло не коснуться и такого, вроде бы очень консервативного и устойчивого ее элемента, как застолье. Весь ритуал был неспешным, четко выверенным, но в то же время допускающим свободное общение. В меру ели и пили, беседовали, плясали, пели. Ныне, чаще всего, застолье проходит торопливо, подчиняясь ритму жизни. Исчезли одни элементы, появились другие. Например, за столом не чокались - чаша была одна (аякъ, гоппан, ча-накъ, чара), позже, когда стали ставить перед каждым отдельную небольшую чашу (чёмюч), после тоста их просто поднимали вверх. Число тостов прежде было строго ограниченным, тамада предоставлял слово не всем сидящим, а по своему усмотрению и согласно традиции (каждый тост имеет свое название; см. ниже), это было честью. Ныне почему-то считается, что свой тост должен сказать каждый сидящий. Пришедший на пир и сидящий за столом должен был пить трижды - или совсем не садиться с пирующими. Но после этого настаивать, чтобы он выпил еще, не следовало. Появление обычая произносить благопожелание, стоя на одной ноге (опустил ногу - заканчивай слово), можно счесть проявлением застольного остроумия - якобы, чтобы речь не затягивалась (как в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» заставляли крестьянок, собиравших ягоды, петь, полагая, что так они съедят меньше). На самом деле это связано с народной этимологией: «поднявший чашу» и «поднявший ногу» звучат совершенно одинаково (аякъ кётюрген). ↑ Наверх ↑ | Содержание | 12.Тойгъа хазырланыу - подготовка к свадьбе | 14.Алгъыш аякъланы атлары - названия тостов
Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 2433
|
|
Всего комментариев: 0 | |