Пятница, 19.04.2024, 09:16

Карачаевцы и балкарцы

Игини орну хазыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

14. Алгъыш аякъланы атлары - названия тостов
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XI.Къатын алыу - женитьба
Ата-бабаларыбыз уллу сыйлада тогъуз алгъыш этгендиле, гитче сыйлада — беш не жети, къонакъ аз болса.
Боза (сыра) аякъланы атлары:
Биринчиси — «Толу аякъ».
Экинчиси — «Къонакъ аякъ» (алгъышны тамата къонакъ айтады).
Ючюнчюсю — «Улан (нёгер) аякъ» (той-тепсеуню аллында).
Тёртюнчюсю — «Жора Аякъ».
Бешинчиси — «Алтын аякъ» (ол алгъыш сёзню тамата сы-йын-намысын кётюреме деген адамына неда бир сыйлы къо-накъгъа береди).
Алтынчысы — «Эрлик аякъ» (андан сора жыр айта эдиле).
Жетинчиси — «Берекет аякъ».
Сегизинчи — «Эсен аякъ» (тамата къонакъ айтады).
Тогъузунчу — «Атланнган аякъ».
Тюбюне дери жалан да атланнган аякъны иче эдиле; къалгъанланы уа — ортасына дери.
Шапа, къарап, аякъланы тол- тура-толтура турургъа керек эди.
Бийлени сыйларында алгъыш аякъланы саны онеки болгъанды. Ол юч артыкъ аякъланы атларын билмейбиз. Анга басият сыйлау дейдиле). Атланнган аякъгъа алгъыш юйню иеси этеди. (Юйде неда арбазда.)

На больших пирах наши предки произносили девять тостов, на угощениях с малым количеством гостей — пять или семь.
Названия чаш:
Первая — «Полная чаша.
Вторая — «Гостевая» (тост произносит старший гость).
Третья — «Чаша юношей (воинов)» (перед началом танцев).
Четвертая — «Чаша посвящения» (« Посвященная » ).
Пятая — «Золотая чаша» (тамада предоставляет этот тост тому, чей престиж он хочет поднять, или знатному гостю).
Шестая - «Чаша мужества» (после нее исполнялись старинные песни).
Седьмая — «Чаша изобилия».
Восьмая — «Чаша здоровья»(тост старшего гостя).
Девятая — «Дорожная (стременная)».
До дна пили только последнюю чашу, остальные — только до половины, а шапа должен был постоянно подливать бузы. На княжеских пирах число тостов равнялось двенадцати. Это называется басият сыйлау — «княжеское угощение». Тост с «Дорожной чашей» произносит хозяин дома. (Во дворе или приглашенный к столу.)


Всего комментариев: 0
avatar