Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Чомартха Тейри да борчлу.
Къызгъанч кёргенин айтмаз, Чомарт бергенин айтмаз. Чомартны къызгъанч сюймез. Жалгъан чомарт терк билинир. Тилей баргъан — чомартха, Кюлселе да — чомартха. Къашыкъ бла жыйгъанынгы Челек бла чачма. Бай, къызгъанч эсе, — жарлыды, Жалчы, чомарт эсе, - барлыды. Чомартлыкъ юлгюсю — Тейри. Перед щедрым и Тейри в долгу. Скупой умолчит о том, что видел, Щедрый — о том, что отдал. Щедрого не любит скупой. Мнимо щедрый распознается быстро. Каждый с просьбой ходил к щедрому, И каждый смеялся над ним же. Что собирал по ложечке, Не выплескивай ведрами. Богач, если он жаден, — беден, Батрак, если он щедр, — имущ. Образец щедрости — Тейри. Сказанное выше о щедрости как главном признаке благородного человека подтверждается и здесь. Можно ли дать более высокую оценку, если прямо утверждается, что перед щедрым в долгу сам Тейри? Но Кодекс учит отличать настоящую щедрость, способность дарить от всей души, от бессмысленных трат, пускания пыли в глаза. Щедрый действительно богат - если бы он был беден, то ему нечем было бы и одаривать, скупой же нищ, так как ему трудно поделиться с ближним, даже если он обладает сокровищами, - он пытается восполнить нищету душевную материальными богатствами. Люди несовершенны и не все понимают солнечную природу щедрости, для многих она признак глупости. Но, насмехаясь над щедрым человеком, они обличают только себя - ясно, что сами они на щедрость не способны. Мышление карачаево-балкарца, как уже говорилось выше, всегда стремится в любом явлении сразу же найти и выделить главное. Все же следует привести некоторые примеры. К слову, на замечательных по красоте и гармонии орнамента и цвета войлочных коврах всегда отмечается центр. В центре селения всегда находилась площадь (ныгъыш), на которой проводили досуг мужчины. В народной поэзии - то же самое. Главная гора в нартском эпосе - Эльбрус (Минги may, «Вечная гора» или «Гора Вечности»), главная река - Волга (Эдил), главный герой -Карашауай, и т. д. То же стремление отмечается в народной этике. Она выделила такое качество, такую черту характера, в которой сходятся и выражают себя в окружающий мир все другие лучшие человеческие качества - щедрость {чомартлыкъ), имея в виду и душевную (в первую очередь), и материальную, и обязательно - радушие, веселость. И это не голословное утверждение. Таковы те же нарты. Таковы многие герои историко-героических песен. Скупость презирается и осмеивается (и в фольклоре, и в реальной жизни) как нечто унизительное, мелочное и бессмысленное, щедрость же превозносится, как высшее достоинство. Почему, обращаясь к кому-либо с просьбой, по сей день говорят: Бир ёзденлик этчи - «Прояви-ка свое узденьство (щедрость)»? Но скряге, будь он из самого знатного рода, могли сказать: Эй, сен не эсе да ёзден къаны болгъаннга ушамайса -«Эге, не похоже, что в тебе течет узденьская кровь». Случайно ли, что производное от именования свободного человека (ёзден) слово (ёзденлик) означает не мужество, не ум, не доброту, а является синонимом слова «щедрость»? Этому должно быть какое-то объяснение. Если высшей целью человека является свобода, то и идеалом является личность, наиболее полно воплощающая эту свободу. И другое. Фактически все пороки являются разновидностями страха (вопреки известному изречению, гласящему, что матерью всех пороков является лень). Та же лень - страх перед трудом, скупость - страх бедности, трусость - страх боли или смерти и т. д. Даже смелый человек может быть ленивым, добрый - трусливым и т. п. Но в щедром страха нет -и это самое главное. Нет никакого страха - если он обладает душевной щедростью. Это самый богатый, умный и смелый человек в мире - ему ничего не жаль для других, потому что он ничего не боится. Он не может быть ни трусом, ни лодырем, ни бездарью. Можно довольно успешно, пусть и временно, изображать из себя храбреца, или пользоваться славой талантливого человека, или умного и т. п., но нельзя притвориться щедрым, если твоя суть не такова. Вот, на наш взгляд, те причины, по которым народное сознание выделило щедрость как главный признак свободного, благородного (асыл), того, кто имеет полное право называться человеком, как пример отношения к миру. И необязательно приводить множество изречений, чтобы дать понятие о том, кого имеет в виду Кодекс. Бесстрашная и радостная щедрость - главный признак того, что в этом человеке присутствует и ярко выражает себя не душа, а дух. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 740
|
|
Всего комментариев: 0 | |