Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Бий айтханнга мадар жокъ.
Элмен айтды — эл айтды. Адет бир да, сый башха. Бийге жумушунг болса, Арбазына кесинг бар. (Сабийни иерге жарамайды.) Бийни жери — тёр. Бийни тою — элни тою. (Элде болгъан эр киши ары жы-йылады.) Бий таягъын жерге къакъса, Оноу битгеннге сана. Волю князя не выполнить нельзя. Что скажет элмен, то скажет и село. Этикет один, да почет разный. (Князю — один, узденю — другой.) Если у тебя есть дело к князю Ступай на его двор сам. (Посылать подростка было нельзя.) Место князя — на возвышении. Пир князя — пир всего селения. (На него приходят все мужчины в селении.) Когда князь ударяет посохом о землю, Значит, решение им уже принято. Волю князя не выполнить было нельзя, но не потому, что его боялись, -уздени высоко ценили свое достоинство и никому не позволили бы себя унизить. Но непослушание внесло бы разлад в жизнь общества, началась бы неразбериха. Кроме того, Кодекс по отношению к правителям разного ранга не употребляет слова «добрый, человечный» и пр., он требует от князя только то, что возможно требовать от человека, осуществляющего власть. Нельзя не выполнить его волю еще и потому, что князь такого своевольства не простит. И Кодекс его не осуждает, явно придерживаясь принципа единоначалия (эта же позиция четко и недвусмысленно высказана и в нартском эпосе; можно сказать, что и в эпосе, и в Кодексе царит монархический дух). И, конечно, каков князь, таков и его приближенный. Считалось необходимым для решения важных вопросов собирать на совет самых достойных людей, и князь обычно играл роль председателя. Знаком, показывающим, что он выслушал все мнения и принял решение, был удар посохом о землю. Сидеть на таких советах имели право только князь и старшие, юноши слушали стоя. Мы уже говорили, что главным символом, знаком, графически выражающим образ карачаево-балкарского мышления, является круг с точкой в центре (более поздняя модификация - ромб). Истинный правитель и является этой самой точкой в круге (хал) - в народе (халкъ). Следует отметить, что из аристократической среды вышли многие выдающиеся представители просвещения, науки, литературы, искусства. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 617
|
|
Всего комментариев: 0 | |