Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Бий кёзюне къарама.
Бий бергенни кёзюне бакъма. Бийде кечим жокъ. Бий бла тургъан — бий кёллю. Бий бла тюйюшсенг, Къулу бла даулашма. Бий олтуруп (айтыр), ёзден турул. (Кенгешде, къарт тюйюл эсе.) Бий къылыкъдан а дет онглу. Бий къысталыр, Адет къалыр. Бий улуна — ёзден адеп. Не уповай на князя. Не дожидайся подарков князя. Князь прощать не станет. В приближенном князя - княжеский дух. Поссорившись с князем, Не спорь с его холопом. Князь (говорит) сидя, уздень — стоя. (Если не стар, на совете.) Обычай сильнее княжеского нрава. Князь изгонится, Обычаи останутся. Княжескому сыну — узденьское воспитание. Несмотря на готовность всячески поддержать и возвысить истинных князей, народ твердо помнил и о своих правах, достоинстве, чести. Конечно, князь стоял в иерархии выше узденей (дворян и свободных общинников), что выражалось и во внешнем виде - только князь надевал белую черкеску (акъ чепкен), красные сапоги (къызыл чурукъла) и ездил на белом коне, - и подчеркивалось во взаимоотношениях и пр. Уздень не мог что-либо передать князю через кого-либо и обязан был прийти на его подворье сам. Но княжич получал узденьское воспитание - в этом и уздень, и будущий князь были равны. Князь не имел права нарушать обычаи, введенные не им, а тем более отменять их или заменять на другие. Наоборот, одним из признаков истинного князя являлось его строгое следование традициям. (Не руководствовался ли великий Кязим положениями Кодекса, когда писал свое стихотворение «Нам нужны такие князья...»?) Народные обычаи сильнее правителей, если народ остается народом, не превращается просто в серую, покорную, бездумную массу (или пока его не превратят в таковую). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 676
|
|
Всего комментариев: 0 | |