Пятница, 29.03.2024, 10:07

Карачаевцы и балкарцы

Эки харбыз бир уўучха сыйынмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Своеобразное «культуртрегерство» городской управы
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН

1Культуртрегерство - ироническое название деятельности, по сути корыстной, маскирующейся идеями распространения культуры, просвещения. В истории сторожа владикавказскаго городского общественная управления Черникова, которую я обещал разсказать, - интересная роль не столько самаго Черникова, как отношение к кулачной расправе со стороны нашей городской управы.

Самая история может быть изложена в трех словах.

Черников охраняет городское имущество. В числе этого «имущества» имеется проволочная ограда на берегу Терека близ Оль-гинского или так называемая Чугуннаго моста. Некий Сергей Алдатов, проходя несколько времени тому назад мимо этой ограды, нечаянно или, быть может, в виду утомления слегка облокотился на проволоку. В ту же минуту его сзади что-то оглушило (выражаясь вульгарно, попросту «съездили по уху»). Быстро обер-нувшись, Алдатов с недоумением заметил какую-то внушительную фигуру, довольно недвусмысленно приподнявшую длань для второго «заушения». Последовало «небольшое объяснение», и Алдатову стало ясно, что он совершил преступление, покушаясь на целость городского имущества, и что «заушивший» его, внушительная вида субъект, есть никто иной, как «охранитель» этого имущества, сторож Черников, готовый из усердия к своим слу-жебным обязанностям не только живот свой положить за вверен-ное его охране городское добро, но и «заушать» каждаго проходящая, буде тот выкажет малейшее желание причинить ущерб этому имуществу. Алдатов не имел права сомневаться в этом, так как ему тут же было обязательно сообщено, что однородной с ним, Алдатовым, участи не далее как несколько минут тому назад подвергся другой «преступник» - какой-то молодой человек.

Несмотря на столь убедительное доказательство обязательности той расправы, какая над ним учинена, Алдатов остался при особом на этот счет мнении и сделал об этом заявление в полицейское управление. Последнее, в лице полициймейстера ротмистра Котляревскаго, сообщая об этом заявлении городской управе, просило последнюю заменить Черникова другим сторожем, так как Черников не имеет никакого представления о тех обязанностях, которыя лежат на нем, и, наоборот, имеет черезчур своеобразное представление о тех правах, которыя ему предо-ставлены.

Вы ожидаете, конечно, что городская управа согласилась с этим и уволила Черникова?

Ошибаетесь: вы совсем не знаете нашей управы, если приписываете ей такие ретроградные взгляды.

Она давно уже пошла далеко вперед и с легкой руки, очевидно, одного из своих членов (Б. Казарова) пришла к самому прогрессивному методу: всякий служащий по городскому общественному управлению ни за что отвечать не должен, пользуясь, однако, в то же время не только теми правами, которыя ему предоставлены по занимаемой им должности, но и теми, которыя составляют неотъемлемую собственность зулусов2Зулус - народность, проживающая на юге Африки., кафров3Кафр (кафры) - одно из названий африканской народности банту. и иных дикарей.

Естественно, что и ответ городской управы на отношение по-лициймейстера должен был носить сугубо прогрессивный оттенок.

И он (ответ) действительно носит этот оттенок.

Вот что он гласит (приблизительно): увольнение Черникова управа находит нелогичным и нерезонным. Черников исполнил лишь свою обязанность и за это заслуживает не порицания, а, напротив, особенной похвалы («и поощрения» - добавим мы от себя, беря на себя смелость рекомендовать управе войти в думу с особым представлением о награждении Черникова и будущих его последователей особой медалью с надписью: «за приличный кулак»). «Если же, - заканчивает свой ответ управа, - Алдатов считает себя обиженным (управа, видно, сомневается, чтобы человек мог дойти до такого нахальства и обижаться за хорошую «заушину»), то он может обратиться с жалобой к мировому судье».

Резонно, хотя... в своей отсталости мы все же остаемся при своем мнении.


Примечания.

В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях.

В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века.

Статья напечатана в «Приазовском крае», 1900, № 33.

1 [↑ назад]Культуртрегерство - ироническое название деятельности, по сути корыстной, маскирующейся идеями распространения культуры, просвещения.
2 [↑ назад]Зулус - народность, проживающая на юге Африки.
3 [↑ назад]Кафр (кафры) - одно из названий африканской народности банту.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (16.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar