Пятница, 19.04.2024, 02:36

Карачаевцы и балкарцы

Биреў сени таш бла урса, сен аны аш бла ур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Адепты кулака, как обязательного фактора «Исполнения служебных обязанностей»
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН

1Адепт – последователь, приверженец. Кулак, всемогущий русский кулак, тяжелым молотом опускающийся на головы маленьких людей, приобретает у нас все более широкое распространение.

До сих пор многострадальный российский обыватель считался и был знаком лишь с кулаком полицейским.

Теперь область применения сего «внушения» расширяется.

К нему начинают прибегать и другия «учреждения».

По крайней мере, у нас, во Владикавказе, его сочли нужным культивировать... городское общественное управление и персид-ское вице-консульство.

Первое избрало исполнителем своих новых начертаний сторожа Черникова; второе - своего письмоводителя или секретаря Мамад-Гуссейна.

Поговорим сначала о втором.

Странные порядки завелись в нашем персидском вице-консульстве, странные и, увы, довольно-таки нежелательные.

Нет, кажется, ничего несчастнее беднаго персиянина (персид-ско-подданнаго). Существует закон, подтвержденный в последнее время обстоятельным циркуляром министерства внутренних дел (от 23 апреля 1896 г.), по которому всякий прибывший в Россию иностранно-подданный (а по циркуляру особенно турецко- или персидско-подданный) может проживать здесь по своему национальному паспорту, засвидетельствованному нашими миссиями и консульствами, отнюдь не долее шести месяцев. По истечении же этого срока иностранно-подданный обязан озаботиться приобретением русскаго паспорта (оплачивается маркой шестидесяти-копеечного достоинства), обмениваемаго ежегодно.

Между тем владикавказское персидское вице-консульство тре-бует от всех своих «подчиненных», чтоб по прибытии во Владикавказ они обязательно брали у него какия-то особенныя свидетельства, стоимостью в 6 рублей 60 коп.

Не говоря уже о том, что для беднаго персианина, прибывающего сюда без гроша в кармане, подолгу остающагося без всяких заработков, такая крупная плата за свидетельство владикавказ-скаго вице-консульства является чрезвычайно обременительной и даже непосильной, - персианину приходится считаться еще и с тем, что такое свидетельство полицией совсем не признается, и последняя требует, чтоб он обязательно представил ей законный русский паспорт, иначе она признает его безпаспортным и поступает с ним по закону (высылка этапным порядком на родину). Получается, таким образом, что всякий вновь прибывший во Владикавказ персидско-подданный, а также и проживающий здесь приобретает у своего вице-консульства какую-то совершенно ненужную ему бумаженку, за которую он, однако, должен уплатить 6 р. 60 коп.

Само собой, что при этих условиях каждый персидско-подданный, если он только имеет надлежащее представление о значении ни на что ненужной ему вице-консульской семирублевой бу-маженки, находит целесообразным совершенно не брать ее, пред-почитая более дешевый и действительный русский паспорт.

Но это отнюдь не кажется предпочтительным персидскому вице-консульству. Последнее, очевидно, твердо убеждено, что его свидетельство ценнее русскаго паспорта (надо думать, что учение о «ценности» и «цене» вице-консульство почерпнуло у необычайно компетентной в этом редакции «Казбека»), и потому настойчиво требует, чтобы все персиане предпочитали его свиде-тельство законному русскому паспорту.

Видя, однако, что словами этого «непонятным» персианам не втолкуешь, письмоводитель или секретарь внце-консульства, упомянутый уже нами Мамад-Гуссейн решил «втолковывать» свое представление о ценности более внушительным и действительным способом - кулаком.

Говорят - и очень усиленно - что внушение по последнему способу практикуется им в самых широких размерах.

И надо думать, что в этих «говорят» - очень много правды.

Доказательством служат, с одной стороны, многочисленныя свидетельства, о которых мы говорили выше и которыя ежедневно поступают в местное полицейское управление, где их, как уже сказано, признавать не могут; с другой – нижеследующее заявление одного персидско-подданнаго, записанное в книгу происшествий владикавказскаго городского полицейскаго управления:

«Персидско-подданный Риза-Джалил-Оглы, проживающий близ Чугуннаго моста (в чьем доме – не знает), заявил, что персид-ское вице-консульство требовало, чтобы Риза взял билет на про-живательство в г. Владикавказе, требуя за это 6 руб., и когда Риза отказался взять этот билет за неимением денег, то секретарь вице-консульства Мамад-Гуссейн на базаре две недели тому назад (эти две недели Риза проболел) избил его».

Вразумительно и внушительно!

Однако сегодняшнее письмо мое разрослось, и беседу о втором рыцаре кулачной расправы - стороже Черникове нам придется отложить до следующаго раза.

П. д'Аржан


Примечания.

В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях.

В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века.

Статья напечатана в газете «Приазовский край», 1900, № 31. 1 Адепт - последователь, приверженец.

1 [↑ назад]Адепт – последователь, приверженец.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (16.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar