Четверг, 25.04.2024, 03:39

Карачаевцы и балкарцы

"Ах" дегенликге дюккюч артыкъ джарылмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Фиговый листик
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

БАСИЯТ ШАХАНОВ

СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН

Захотелось нашему городскому общественному управлению в прошлом году увеличить свой доход. Желание вполне, конечно, похвальное, и никто возражать против него, само собой, не мог бы. Но беда в том, что единственным источником для сего увеличения могли послужить, по мнению наших заправил, кабаки. А это уж, как вы сами понимаете, несколько конфузно: строить свое благосостояние на спаивании населения, что там ни говорите, как будто не совсем, мягко выражаясь, удобно. Как тут быть? Поду-мали наши заправилы и решили: «А фиговый листик на что? Шту-ка, можно сказать, отменная!»

И полились речи...

Мы помним, мы живо помним эти речи! Каким благородством, какой заботливостью, трогательным участием к «меньшему брату» дышали они! Тут было и «растлевающее влияние кабака», и «спаивание несчастных», и «недобросовестность кабатчиков» (точно есть добросовестные кабатчики!), и «нерадение полиции», и «нравственная обязанность охранения населения от сивушнаго дурмана», и «высокая культурная работа» и... да мало ли чего тут не было?

Прокралось мимоходом и «увеличение доходности».

Последнее могло прорвать или, по крайней мере, приподнять немного фиговый листик, но... нам ли, хитрым детям лукавой Евы, за-нимать стать умения сохранять фиговые листки на должных местах?

И полились снова речи...

«Вы недоумеваете, - говорили нам, - как это можно достигнуть таких результатов, чтобы и пьянство уменьшилось и доходы городские увеличились? А между тем нет ничего легче и проще этого. Нужно только запретить открытие кабаков низшаго разряда, оставив духаны, и разрешить открытие ренсковых погребов на вынос лишь на одном Александровском проспекте. Первое -уменьшить число кабаков вообще, второе - увеличить сумму сбора с трактирнаго промысла, так как взамен не подлежащих обложению ренсковых погребов на вынос появятся такия заведения трактирнаго промысла, которыя подлежат обложению».

Правда, мы и тут еще недоумевали. Позвольте, думали мы, какая ж разница между кабаком и духаном?1Духан (араб.) - небольшой ресторан, трактир, мелочная лавка, бытовавшие на Кавказе до революции. Это раз. А во-вторых, не странно ли: люди толкуют об уменьшении пьянства путем сокращения количества питейных заведений и тут же рядом хотят уничтожить такия питейныя заведения, которыя меньше всего потворствуют пьянству?! Ведь ренсковые погреба2Ренсковый погреб - тип винной лавки до революции. на вынос отнюдь не то, что простой кабак, где к моим услугам и закусочка, и штопорчик, и рюмочка, где я могу в компании нажраться до оду-рения: здесь, в ренсковом погребе на вынос, я могу лишь приоб-рести бутылку водки, которую должен вынести, т. е. отнюдь не могу тут же распить. Где же тут логика?

Но нас постарались уверить, что и в этом отношении мы глу-боко заблуждаемся. Мы напрасно воображаем, что ренсковой погреб на вынос - действительно ренсковой погреб на вынос; ничуть не бывало: в большинстве случаев, ввиду отсутствия у нас хорошаго полицейскаго надзора, эти погреба отличнейшим образом торгуют распивочно.

Мы продолжали недоумевать. «Отлично, - говорим мы, - пусть даже правда, что некоторые погреба торгуют и распивочно. Что же будет достигнуто, если их уничтожить? Появятся на их место форменные кабаки с распивочной продажей. Чем же они лучше? И как это может повлиять на уменьшение пьянства, о котором нам толкуют? Ведь если даже некоторые погреба и производят распивочную продажу, то, ввиду той громадной ответственности, которую они понесут при обнаружении такой незаконной торговли, она, эта торговля, никогда не может принять таких безобразных форм, какия мы встречаем в обыкновенном кабаке. Ergo...3Ergo (лат.) - следовательно, итак.

Но нас опять начинали разубеждать, опять посыпались гром-кия фразы, и в конце концов мы вынуждены были придти к заключению, что, очевидно, мы просто-напросто тупоголовы и не можем достигнуть тех тонкостей, которыя так понятны нашим «отцам».

Могло ли нам тогда придти в голову, что тут все дело в фиговом листке?

Прошел год. Вздумалось открыть ренсковой погреб на вынос нашему потребительному обществу. Люди в нем все свои, - как отказать?

И вот снова полились речи... Но какия неожиданныя для нас речи! Мы вдруг узнали, что наши прежния недоумения совсем не были глупостью; что нас только морочили, когда убеждали в том, что заблуждаемся; что ренсковые погреба на вынос гораздо лучше всяких других кабаков и что открытие их должно быть даже едва ли не поощряемо; словом, мы узнали вдруг, что все прежния речи были лишь фиговым листиком...

Конечно, мы можем только радоваться этому и благодарить наших искусников за то, что они, наконец, разоблачились, но... как-то должны себя чувствовать теперь сами искусники?

П. д'Аржан


Примечания.

В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях.

В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века.

Напечатано в газете «Приазовский край», 1900, № 35.

1 [↑ назад]Духан (араб.) - небольшой ресторан, трактир, мелочная лавка, бытовавшие на Кавказе до революции.
2 [↑ назад]Ренсковый погреб - тип винной лавки до революции.
3 [↑ назад]Ergo (лат.) - следовательно, итак.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (16.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 540 | Теги: Фиговый листик

Всего комментариев: 0
avatar