Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара
БАСИЯТ ШАХАНОВ
СТАТЬИ, ПОДПИСАННЫЕ ПСЕВДОНИМОМ П. Д’АРЖАН
«Скромность - украшение человека. Правда - гордость его. Будь скромен и правдив - и ты будешь почтен и возвеличен» - так или приблизительно так поучал или думал поучать великий древний мудрец.
Нужно ли называть его?
«Скромность - глупость. Правда - смешно и бесполезно. Будь нескромен и лжив, и ты будешь почтен, возвеличен, а главное -взыскан милостями» - так или приблизительно так поучает, другой мудрец, мудрец новейшей формации.
Можно ли не назвать его?
Тем более, что до этого тем же мудрецом сделано другое открытие, еще более, пожалуй, почтенное и поучительное.
«Кавказский туземец, - открыл он, - вместилище всяческих скверн. Хотите очиститься от них – выселите всех туземцев в глубь Азии, и они там повымирают».
И то, и другое открытие, как видите, самого радикального свойства.
И то, и другое открытие, как сказано, принадлежат одному и тому же лицу, подарившего мир этими открытиями!
И да будет стыдно миру, вздумавшему не признавать этих открытий.
Да будет стыдно ему, ибо наш мудрец, мы уверены, сумеет доказать всю целесообразность и важность их.
Да, впрочем, разве не доказал он уже этого? Не доказал, по крайней мере, по отношению скромности и правды?
Вспомните последнее собрание нашего статистического коми-тета и вы согласитесь, что мы правы.
Разве, придерживаясь формулы древнего мудреца, наш новый мудрец был бы почтен «общим вставанием»?
Старый мудрец сказал бы:
«Господа, все, что нами сделано, в сущности, не стоит и выеденного яйца и уже во всяком случае тех средств, которые нами затрачены на это. При энергии, при желании действительно поработать на пользу области мы могли бы сделать в десять-двадцать раз больше того, что сделали. Да и то, что сделано, кому и на что оно нужно? Мы собирали цифры? Но мы обязаны были собирать их, так как получаем за это солидное вознаграждение. А что дали вам эти цифры? Внесли ли они свет, правду? Нет, и тысячу раз нет! Напротив: они сгустили лишь мрак и усилили путаницу. Мы орудовали ими, как послушными оловянными солдатиками, заставляя их говорить вам лишь то, что было выгодно, что было желательно вам. И вы знаете, что они, эти оловянные солдатики, всегда исполняли наши желания. Нам нужно было доказать, вопреки очевидности, что Терская область – многоземельна, - выст–аивались одни солдатики; требовалось доказать, что туземцы исчадия ада, - мы выстраивали перед вами других солдатиков. Вот в чем, господа, заключалась наша работа; вот для чего служили собираемые нами цифры. Верны ли они? Проверяли ли мы их? Ну, конечно нет! Проверенные цифры могли бы сказать вам правду о нашей действительности, а это - вы сами понимаете - совсем не в наших интересах, нам хорошо только до тех пор, пока нет этой правды.
Мы, - вспоминаете вы далее, - издавали «Сборник». Так. Но находили ли вы в этом «Сборнике» то, что нужно было вам? Находили ли в нем действительность, «жизнь как она есть»? Опять-таки нет и тысячу раз нет. Мы включали в него только то, что нужно было нам, и не стеснялись даже переделывать включаемые «материалы» в желательном для наших целей смысле.
Наконец, вы указываете на одну из наших работ, о которой говорили даже в вольно-экономическом обществе. Но, господа, кто же не знает, что из прекрасного далеко все кажется в другом свете, чем оно есть в действительности.
Не заблуждайтесь же и не приписывайте нам заслуг, которых за нами не было и нет. Помните, что мы люди - скромные и правдивые».
И выслушав это дикое признание, эту шалую речь древнего мудреца, собрание...
Но вы понимаете сами, как «почтило бы» собрание нашего совестливого оратора.
Новый мудрец поступает иначе.
Он говорит:
«Господа! Перед нами результат нашей (моей) работы. Перед вами колоссальный труд, созданный нашими (моими!) руками, нашей (моей!) энергией, нашим (моим!) умом... Что может быть величественнее, ценнее и целесообразнее этой работы? Преклонитесь же перед нашим рвением, перед нашей энергией, перед нашим умом, перед нашими способностями. Воскурите же нам фимиам и почтите...» И т. д. и т. д.
И мы знаем, что после этого не верить ему, когда он уверяет нас, что скромность - глупость, а правда - лишь помеха на жизненном пути?
И не приходит ли вам в голову, что, доказав так блистательно верность одного своего открытия наш мудрец сможет доказать такую же верность и целесообразность и второго?
И не подмывает ли вас вместе со мной воскликнуть по адресу нашего нового мудреца:
Да...
Но вы поперхнулись? Неужели же вы не понимаете, что поперхнуться в такую торжественную минуту по меньшей мере не тактично? Нет, я положительно убеждаюсь, что вы не умеете ценить достойных и почтенных людей. Да будет же и вам стыдно!
Примечания.
В книгу включена небольшая часть публикаций Б. Шаханова, под-писанная псевдонимом «П. д’Аржан». Первая статья П. д’Аржана -«Театральные наброски» напечатана в газете «Приазовский край» в № 1 за 1900 г. Судя по тексту, это не первая публикация Б. Шаханова в этой газете. Но до этого номера в этом органе нет публикаций П. д’Аржана. Или Б. Шаханов имел в газете другой псевдоним, не установленный на сегодняшний день, или же он имеет в виду свои статьи, опубликованные в других изданиях.
В текстах сохранены некоторые элементы орфографии, нормативные для публицистики начала века.
Напечатано в газете «Приазовский край», 1900, № 42.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (16.02.2015)
| Автор: Биттирова Тамара
|