Пятница, 29.03.2024, 00:43

Карачаевцы и балкарцы

Къанатлыгъа кёк да алаша.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

О горских школах
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

Не могу скрыть радости, которую возбуждает во мне заметка по поводу успехов молодого Панежукаевского училища («Люди и нравы», № 107, 1896 г. «Кубанских областных ведомостей»).

Успехи эти не служат ли доказательством тому, что у горцев есть добрые зачатки, которые можно развить; в них есть почва, на которой можно сеять хорошие семена, не боясь погибели этих семян и что сеятелями их могут являться ближайшие к населению представители администрации.

Будущность Панежукаевского училища так или иначе обеспечена еще и тем, что почетным попечителем его состоит Его Превосходительство Начальник области Я. Д. Малама. Но что же, интересно знать, делают остальные горские селения Екатерино-дарского отдела? Ведь бжедуги-«химишейцы»1Бжедуги-химишейцы (искаженное от хамышевцы) - подразделение адыгов-бжедугов, проживающих между реками Афипсом и Псекупсом. Они говорят на особом диалекте. (См.: Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. С.152.) (аулы по эту сторону реки Псекупса), по крайней мере, старики их, как помнится, дали слово последний раз, при открытии Панежукаевского училища, что скоро и они откроют школы, дабы дети их не завидовали детям «шепгенеевцев»2Шепгенеевцы - видимо, искаженное название жителей аула Шабан-хабль, основанного в 1800 году. Сейчас находится на территории Теучежского района Республики Адыгея. (аулы за Псекупсом) и впоследствии не бранили своих отцов! Надо полагать, ждут толчка, и желательно бы ускорить этот толчок.

О шапсугах3Шапсуги - наиболее многочисленное адыгское племя, проживавшее на территории Кубанской области. Места нынешнего расселения -Краснодарский край и Республика Адыгея. я не говорю, так как у них здание школы было готово еще в прошлом году, - даже парты были заказаны, оставалось пригласить учителя и начать занятия; странно только, что ничего не слыхать о шапсугском училище. Неужели и они ждут напоминания?! Но ведь у шапсугов есть и свои люди, отведавшие плоды просвещения. Видно, к сожалению, что этими посевами хороших семян не желают заниматься.


Примечания.
О горских школах Статья напечатана в газете «Кубанские областные ведомости» 19 июня 1896 года, подписана «М. Абаев». 1 [↑ назад]Бжедуги-химишейцы (искаженное от хамышевцы) - подразделение адыгов-бжедугов, проживающих между реками Афипсом и Псекупсом. Они говорят на особом диалекте. (См.: Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. С.152.)
2 [↑ назад]Шепгенеевцы - видимо, искаженное название жителей аула Шабан-хабль, основанного в 1800 году. Сейчас находится на территории Теучежского района Республики Адыгея.
3 [↑ назад]Шапсуги - наиболее многочисленное адыгское племя, проживавшее на территории Кубанской области. Места нынешнего расселения -Краснодарский край и Республика Адыгея.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара
Просмотров: 712 | Теги: О горских школах

Всего комментариев: 0
avatar