Пятница, 29.03.2024, 09:43

Карачаевцы и балкарцы

Джашны чабханын кёрсе къартны аягъы аўрур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

Черкесы Екатеринодарского отдела Кубанской области
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара

МИСОСТ АБАЕВ

23 октября с. г. состоялось торжественное освящение новой (и первой большой в Кубанской области) мечети в ауле Шинжий, Ёкатеринодарского отдела Кубанской области. Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Яков Дмитриевич Малама, обращаясь к обществу этого аула и строителю мечети на свои средства черкесу Лю Тра-хову, сказал, между прочим, что дело постройки мечети служит доказательством того, что черкесы, наконец, «стали прикрепляться к земле», на которой они родились и в которой покоятся кости их предков, рад этому доброму явлению, поздравляет общество, благодарит строителя и надеется, что остальные аулы Ёкатеринодарского отдела, представители которых присутствовали тут же, не отстанут от Шинжия. Для того, чтобы понять смысл слов ген. Маламы, надо быть хоть немного знакомым с историей адыгеев-ских племен бжедугов и шапсугов, живущих в низовьях р. Кубани по левой ее стороне, недалеко от г. Екатеринодара. Племена эти заняли полосу, покрытую частью густым лесом, частью - непроходимыми болотами, образовавшимися от разливов р. Кубани и ее притоков, и близкую к берегам Черного моря, находились то под влиянием крымских ханов, то Турции, то России и окончательно присоединились к России гораздо позже, чем их соплеменники кабардинцы и другие горцы; но и после присоединения к России бжедугам и шапсугам приходилось вести беспокойную жизнь.

Сначала их постоянно тревожили абадзехи - враждебное России черкесское племя, мстившее им за то, что они передались русским. Потом появился среди бжедугов религиозный фанатик Магомет Амин и, восстановив народ против своих султанов, князей и дворян, довел до кровопролитных междоусобных столкновений. Сбитые такими обстоятельствами с толку, бжедуги и шапсуги скоро не могли успокоиться и привыкнуть к мирной жизни, продолжали заниматься грабежами, убийствами и воровством и вместе с тем выселялись массами в Турцию, так что из населения бывшего Псекупского округа остались небольшие аулы, расположенные на лесных полянах и по берегу р. Кубани, которые теперь составляют один административный участок Екатеринодарского отдела, имея 11 сельских правлений.

Ввиду, надо полагать, такой беспокойной жизни черкесов и непрекращающихся толков о желании их выселиться поголовно в Турцию, до сего времени земли оставшихся горцев Екатеринодарского отдела не размежеваны и аулы определенных земель-ных наделов не имеют, а вся земля и леса считаются находящими-ся в совместном владении местного управления государственных имуществ и сельских (аульных) обществ.

Такое исключительное положение в земельном отношении гор-цев Екатеринодарского отдела, лишая их возможности свободно распоряжаться землею, не может не отзываться плохо отчасти на их хозяйстве и, кроме того, несомненно дает повод тем из горцев, которые желают почему-либо уйти в Турцию, распространять среди горцев слухи, что правительство само будто бы желает их выселить, последствием же этого является нерешительность черкесов обзавестись порядочными жилыми постройками и общественными зданиями, как, например, мечети. Несомненно, в этом случае черкесы ошибаются и сами являются причиною того, что, несмотря на постоянные их жалобы и просьбы, размежевание земель откладывается только потому, что они не устраиваются фундаментально; это доказывается, нам кажется, и вышеприведенными словами г. Начальника области. Впрочем, до генерала Маламы черкесы Екатеринодарского отдела Кубанской области вели себя так дурно, продолжая заниматься грабежами и скрывая у себя абреков, что избавиться от них, вероятно, было желательно остальному мирному населению этой местности, тем более, что всевозможные строгие меры областной администрации к прекращению грабежей и воровства не приводили к желаемому результату. Но способ управления горцами генерала Маламы сразу дал другой оборот делу: черкесы мало того, что бросили позор-ное занятие свое грабежами и занялись хозяйством, но в течение каких-нибудь 3-4 лет открыли в аулах русские школы и начали воздвигать каменные мечети, и есть надежда, что полудикие черкесы в скором будущем превратятся в мирных граждан, так как хорошими зачатками Бог их не обидел.


Примечания.
Статья напечатана в газете «Каспий» (1898, № 247), подписана псевдонимом «Горец».
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (12.02.2015) | Автор: Биттирова Тамара

Всего комментариев: 0
avatar