Четверг, 25.04.2024, 20:18

Карачаевцы и балкарцы

Адамны адамлыгъы нёгеринден танылыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

90. КАРАШАУАЙ И ЮНОША
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

[Однажды] Карашауай отправился в жортууул. В пути ему встретился один вооруженный юноша. Поздоровавшись, он расспросил Карашауая, [кто он]. [Узнав, что он Карашауай], сказал:

— Славный юноша, я давно хотел встретиться с тобой. Как хорошо, что именно сегодня я повстречался с тобой.

Дальше они поехали вместе. Когда они доехали до [разрушенных] загонов для табунов лошадей, юноша спросил Карашауая:

— Что это такое?

— Это [были] загоны эмегенов, но я, [как видишь], разломал их.

Они проехали это место, и, когда вдали увидели крепость и [недалеко от нее] огромный табун, этот юноша сказал Карашауаю:

— Из-за того что в этот раз [в жортууул] с тобой отправился и я, давай поедем туда, куда захочу я.

Доехав до крепости, они решили угнать табун. Юноша попросил [Карашауая]:

— Давай я пойду и убью эмегена — хозяина этого табуна. Если же он начнет меня одолевать, я позову тебя.

Карашауаю это не понравилось, но возражать он не стал.

Юноша зашел в крепость. Они с эмегеном начали сражаться. Когда эмеген стал побеждать юношу, тот позвал Карашауая. Карашауай примчался и мечом снес эмегену голову.

— В этом табуне есть один златохвостый жеребец,— сказал юноша.— Это очень трудно, но нужно поймать этого жеребца — тогда весь табун пойдет за ним.

Карашауай [на это] ответил:

— Надо, чтобы мой вислоухий соловый конь подрался с ним.

Когда они подъехали к табуну, жеребец кинулся к ним. [Тогда] Карашауай отпустил своего коня, и они начали драться. После продолжительной борьбы конь Карашауая подмял под себя жеребца. Карашауай подскочил и накинул на него недоуздок.

Когда он сел на коня и поехал, [держа жеребца на поводу], весь табун пошел за ним.

Когда они выехали на дорогу, Карашауай сказал юноше:

— А ну, оглянись-ка [назад, что-нибудь там видишь?]

Юноша оглянулся и увидел скачущего на коне эмегена. Он остался сразиться с ним.

«Если крикну: „Эй, Карашауай!” — придешь мне на помощь»,— сказал он.

Эмеген, подскакав к юноше, перегородил ему дорогу и крикнул:

— [Будем] биться или бороться?!

— Выбирай сам,— ответил юноша.

Эмеген сказал:

— [Настоящие] мужчины борются. И мы тоже будем бороться.

И они начали бороться. Когда эмеген начал одолевать юношу, тот позвал Карашауая.

Эмеген стал бороться с Карашауаем. Они много раз бросали друг друга и вгоняли в землю. В конце концов Карашауай ударил [мечом] и снес эмегену голову.

Юноша побежал и, отвязав от тороков фляжку, наполнил ее кровью эмегена. [После набрал] крови в ковш и выпил ее. [Увидев это], Карашауай спросил юношу:

— Ты, такой прекрасный юноша, как мог выпить эту поганую кровь [эмегена]? [На это] юноша ответил:

— Извини, Карашауай, но я не юноша, а девушка,— и снял с себя шапку. Показав ему свои густые, длинные волосы, она сказала:

— У меня было четыре брата. Их всех убили вот эти эмегены. А я поклялась, что, убив, выпью их кровь и так отомщу [за братьев]. Вот почему я выпила [кровь]. Я тоже умру. Еще никто не оставался в живых, выпив кровь эмегена. После своего рассказа девушка попросила Карашауая:

— Подтянув хорошо подпруги моего коня, накинь уздечку на его голову и отпусти его, стегнув плеткой по крупу. Он знает, куда ему идти.

[Сказав это], девушка умерла. Карашауай похоронил ее и, сделав все, как она просила, отпустил ее коня. [А сам] поехал дальше, гоня впереди себя табун.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, карач. Исп. Магомет Чотчаев (р. 1910), с. Учкулан (Карачай), зап. X. И. Суюнчев. Опубл.: Нартла, с. 200— 203.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 565 | Теги: 90. КАРАШАУАЙ И ЮНОША

Всего комментариев: 0
avatar