Суббота, 27.04.2024, 06:50

Карачаевцы и балкарцы

Джюгю аўур эшек бек чабар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

91. АГУНДА И КАРАШАУАЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Дочь нарта Ёрюзмека Агунду, славившуюся своей красотой на весь мир, сватали многие нартские джигиты. Они устраивали из-за нее большие скачки. Чтобы показать свое мужество, соперничая друг с другом, нарты отправлялись и в опасные походы. Состязались в борьбе, прыжках, метании камня.

К Агунде сватался и богатый гордец Шырдан, владевший неисчислимыми стадами. Однако прекрасной Агунде, [даже] внутри яйца искавшей волосинку1...[даже] внутри яйца искавшей волосинку... — То есть Агунда была очень требовательная, капризная., никто из них не нравился.

Нартские джигиты ходили разряженные. Они не подозревали о богатырской силе Карашауая. Из-за его ветхой одежды и худой конской сбруи нарты не обращали на него внимания.

Мать Агунды — билгич * Сатанай — ведала о богатырской силе Карашауая. Она хотела выдать за Карашауая свою прекрасную дочь Агунду и сделать его своим зятем. Но она не решалась сказать об этом открыто и выжидала подходящего момента. Она хотела познакомить его со своей дочерью, чтобы узнать его намерения.

Карашауай великолепно играл на свирели. У него была свирель из слоновой кости. В один из дней он оделся как нищий и стал ходить по нартским аулам, играя на свирели. Когда он играл на свирели, люди слушали, не отрывая [от него] глаз, затаив дыхание. Они не догадывались, кто он. Приняв его за нищего, подавали ему милостыню, но он отказывался брать.

Так ходил, бродил он и [наконец] пришел в аул, где жила Агунда. Там он, играя на свирели, собрал вокруг себя всех жителей [аула].

Нарты с восхищением слушали его игру. Со всех сторон девушки преподнесли ему много подарков. Но он не взял ни один из них. В это время только одна Сатанай знала, что это Карашауай.

Сатанай срочно позвала Агунду домой.

— Этот музыкант — Карашауай. Наведи порядок в комнате и пригласи его в дом. Посидите вместе. Познакомься с ним! Приготовь хорошее угощение, угости его, а потом узнай, о чем он думает! — сказала она дочери.

Агунда, услышав все это, обрадовалась. Тотчас она убрала комнату. Нарядившись, она послала человека пригласить Карашауая в гости.

Приглашенный пришел и поздоровался с Агундой.

Свою свирель он положил на подоконник, а сам сел на табуретку у дверей.

— Гость, пройди и садись на почетное место,— сказала Агунда. Но Карашауай отказался.

Слуга сварил тушу барана и принес се целиком на огромном подносе. Карашауай съел все мясо, ничего не оставил. Потом сказал:

— Я хочу пить, принесите чего-нибудь попить.

Агунда, желая сама подать ему напиться, набрала из бочки бузу Ёрюзмека годичной выдержки и преподнесла гоппан* [Карашауаю].

— Принеси еще,— сказал Карашауай. Она принесла еще. Выпив, попросил еще, она опять принесла. Так он выпил всю бочку бузы.

— А больше нет? Я не напился,— сказал он.

— Оставшуюся бузу я сохраню для твоего следующего прихода,— ответила Агунда.

— Да, говорят: «Асырагъан — артха асыу»2«Асырагъан — артха асыу». Погов. «Сбереженное потом будет подспорьем [пригодится]».. Ты будешь хорошей хозяйкой. Спасибо! — сказал Карашауай.

После угощения началась беседа.

— Гость, ты, наверное, так же хорошо поешь, как и играешь на свирели, спой что-нибудь, я бы хотела послушать твое пение,— попросила его Агунда.

— Нет, я не умею петь. То, что я хочу сказать в песне, поведаю тебе на свирели:

Дом твоего отца — хороший дом,
Однако полы в нем неровные.
И крыша умело покрыта,
Но труба поставлена криво.

5 Дверь хороша, слов нет,
Только немного покосилась и узка.
Есть и окна,
Только поставлены они криво.

На замечания Карашауая Агунда ответила так:

— Хотя труба кривая,
10 Дым выходит прямо.
Хотя полы неровные,
Кто ходит |по ним], не падает.

Хотя дверь покосилась,
Гости и другие люди заходят в дом.
15 Хотя окна поставлены неправильно,
Они хорошо пропускают солнечный свет.

После ответа Агунды Карашауай вскочил с места. Он взял свою свирель и сказал:

— Пусть всегда будет довольство в вашем доме! Спасибо, — попрощался, сел на Гемуду и уехал.

Сатанай позвала Агунду.

— Чем все кончилось, что он тебе сказал? — спросила она.

Агунда повторила его слова и свой ответ. И тогда Сатанай, расстроившись, сказала:

— Да, мы неправильно поступили: по обычаю, в знак уважения к гостю мы должны были подойти к нему сами и поздороваться с ним. Вот почему он сказал: «Полы неровные». Мы не смогли утолить жажду даже одного гостя, поэтому он сказал: «Труба кривая». Мы пригласили его в гости не из его дома, как это полагается по обычаю, а пригласили, когда он был гостем нашего аула. Поэтому он сказал: «Дверь дома покосилась и узка». А сказав: «Окна поставлены криво»,— намекнул, что вы не будете жить одной семьей.

После этого Сатанай потеряла всякую надежду, что Карашауай будет ее зятем.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 188— 193; ДЗЕД, с. 112— 115.

1 [↑ назад]...[даже] внутри яйца искавшей волосинку... — То есть Агунда была очень требовательная, капризная.
2 [↑ назад]«Асырагъан — артха асыу». Погов. «Сбереженное потом будет подспорьем [пригодится]».
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 584 | Теги: 91. АГУНДА И КАРАШАУАЙ

Всего комментариев: 0
avatar