Четверг, 25.04.2024, 18:31

Карачаевцы и балкарцы

Ач аш айырмайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

89. О НАРТЕ КАРАШАУАЕ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

В древние времена был один пелиуан, которому не было равных. За всю его жизнь никто не отважился тронуть его. А он, несмотря на свое богатырство, ни к кому не применял насилия. Он был спокойным, приветливым человеком. Его отцом был нарт Алауган, а матерью — эмегенша. Он [в младенчестве] питался не материнским молоком, как другие дети. Как только мать родила его, отец понес его и оставил среди ледников. Говорят, что он вырос там, питаясь сосульками.

[Он очень быстро рос]. В месячном возрасте он уже начал ходить на охоту. Свалив деревья, он делал из них луки, а из трав — тетиву и охотился на маралов. В два месяца он смог [в борьбе] одолеть своих родителей.

У Карашауая был конь, который обладал человеческим разумом. Этот конь мог сделать все, что [Карашауай] желал. Юноша и его конь, обладавший человеческим разумом, поклялись любить друг друга и быть верными [друзьями].

Карашауай время от времени садился на своего коня и разъезжал по нартским аулам. А конь его на людях [принимал вид] хромой [клячи], скрывшись же из виду, как ветер, летел.

Однажды Карашауай сел на своего коня и отправился к родичам своей матери — эмегенам.

После долгого пути он доехал до незнакомых ему мест. Там он увидел девять эмегенов, которые играли в колташ *. Эмегены, увидев его, обрадовались. Один из них сказал: «[Будет чем позабавиться], одним ударом я его раздавлю», другой: «Будет [нашим] пленником»,— сказал, а третий возразил: «Сегодня ночью [мы из него] наваристый бульон сделаем». Но старший остановил их словами: «Погодите, сперва испытаем его в толкании колташа, а потом решим, [что с ним делать]».

Карашауай, подъехав к эмегенам, усмехаясь, сказал:

— Эй, аман арыкла1...аман арыкла... — Здесь в значении «негодные заморыши», пренебрежительное, ироничное обращение Карашауая к эмегенам. Да будет [ваша] работа успешной! — и встал между ними.

— О, спасибо, сын человечий! А ну, возьми-ка и метни разок колташ! — ответили эмегены.

— Ой, аман арыкла, толкайте вы, ну, а когда очередь дойдет до меня, и я метну,— сказал [Карашауай] и отпустил своего коня пастись.

Колташ же их был из свинца, а величиной — со стог сена. Когда очередь дошла до Карашауая, он метнул [колташ] на девять шагов дальше, чем эмегены.

Когда Карашауай во второй раз метнул, этот [колташ из] свинца величиной со стог, пролетев со свистом, упал и скрылся под землей.

— Ой, аман арыкла, а ну-ка, вытащите колташ из-под земли и принесите сюда, я попробую третий раз [его] метнуть.

Эмегены в ответ стали хвалить его и подбрасывать вверх. Уж очень испугались одноглазые деу эмегены пелиуана нарта Карашауая. Они окружили его. Один [из них] предлагал: «Женись на моей сестре и будь моим зятем», другой сказал: «[Нет], мою дочь возьми». Карашауай же от всего отказался и уехал, показав эмегенам свою богатырскую мощь.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1958, зап. С. О. Шахмурзаев.

1 [↑ назад]...аман арыкла... — Здесь в значении «негодные заморыши», пренебрежительное, ироничное обращение Карашауая к эмегенам.

Варианты: « Ш а у а й и э м е г е н ы » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1958, зап. С. Отаров; «И з с к а з а н и й о К а р а ш а у а е » . Там же, балк. Исп. Мазан Атабиев (р. 1903), с. Бабугент, 1965 (КБР), зап. С. Б. Настаев; « К а р а ш а у а й и э м е г е н ы » . Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 69 п/1. Звукозапись Ж. Ж. Залиханова и А. И. Рахаева с голоса Каншаубия Журтубаева, пос. Быллым (КБР), 1981; «Н а р т К а р а ш а у а й и э м е г е н ы». Там же, кас. № 58 п/6. Звукозапись Р. К. Отаровой и Т. М. Хаджиевой с голоса Хусея Хозаева, с. В. Балкария (КБР), 1980; « Ка к К а р а ш а у а й п о б е д и л н а р т о в » . Там же, кас. № 89 п/1. Звукозапись Р. К. Отаровой и Т. М. Хаджиевой с голоса Карамая Бозиева (р. 1900), пос. Хасанья (КБР), 1981; « К а р а ш а у а й и э м е г е н ы » . Там же, кас. № 4/5. Звукозапись М. Ч. Журтубаева и А. И. Рахаева с голоса Кайсара Бозиева (р. 1900), пос. Хасанья (КБР), 1984.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 503 | Теги: 89. О НАРТЕ КАРАШАУАЕ

Всего комментариев: 0
avatar