Суббота, 20.04.2024, 12:44

Карачаевцы и балкарцы

Чибини кёб, бал этер, адамы кёб, мал этер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

88. ДЖИГИТ ШАУАЙ И ГЕМУДА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ
Шауай в дорогу решил отправиться,
Набросил на Гемуду ослиный потник, ослиное седло надел.
Сев на Гемуду, поехал [по дороге],
При каждом шаге [Гемуды] лохмотья его колыхались.
5 Подъехав к нартскому пастуху, приветствовал его: «Да приумножится [твой скот!]»
— Да чтоб тебе сгинуть! У меня и так столько [скота],
Что не могу за ним усмотреть! — ответил [пастух].
— Ой, умираю от жажды, напои [меня] айраном*,
Аурууунгу алайым!1Аурууунгу алайым! — Букв. «Да перейдут твои болезни ко мне!» Здесь в значении «Прошу тебя». — попросил Шауай.
10 — Видит Аллах, я бы тебя не айраном напоил,
А огрел бы палкой для котла2...палкой для котла. — Имеется в виду палка, обычно железная, на которую подвешивали котел..
Я таких [оборванцев], как ты, айраном не пою,— сказал [пастух].
— А что это за черная громадина в середине стада,
Аурууунгу алайым? — спросил [Шауай].
15 — Это и есть огромный черный бык Схуртуковых, о котором [все] говорят.
В длину он — три сажени,
В толщину — десять обхватов,
[А] ширина его лба — одна сажень.
В его тени [могут] сто коров отдыхать.
20 Ёрюзмек, Сосурук и Сибилчи всю зиму
До лета хорошо откармливают своих коней,
А летом [приезжают сюда] состязаться в перепрыгивании через этого быка.
Когда Колан Ёрюзмека, поднатужившись, прыгает, он свои передние ноги
На спину быка кладет.
25 Сосурук же, схватив [быка] за передние ноги, рывком
Приподнимает [их] с земли.
— Давай-ка, аурууунгу алайым, к нему подойдем.
— Ах ты собачье отродье, разве к нему
Такие оборванцы, как ты, подходят? Видит Аллах,
30 [Как бы я хотел] огреть тебя палкой для казана!
Конь Шауая на людях прихрамывал,
Скрывшись из виду, он [мог] за один день
Вокруг земли обежать.
Алаша [Шауая], прихрамывая, к быку подошел.
35 Карашауай, ударив ногами [по бокам] своего коня, [легко], словно через порог,
Перепрыгнул через быка на другую сторону.
Повернул [коня] и обратно перепрыгнул.
Потом, спрыгнув с коня,
Схватил быка за ноги и, размахнувшись, [так] ударил о землю,
40 Что [тот] по лопатки ушел в землю.
— Ой, чтоб отсох мой язык, с каким страшным человеком я связался, — сказал пастух
И, взяв [в руки] палку для казана,
Бросился бежать вниз по ущелью.
Шауай, оставшись сам по себе,
40 Зашел в кош и, [вдоволь] напившись айрана, утолил свою жажду.
Вечером Шауай пустил телят к коровам.
[Потом], отлучив их от [коров], он сказал: «Гемуда, ты волен делать с коровами все, что хочешь».
Гемуда отгрыз [всем] коровам хвосты.
Потом погнал их и в одну глубокую балку загнал.
50 Шауай [собрал все] коровьи хвосты и в землю их повтыкал.
После сел на коня и, словно ветер, оттуда умчался.
Когда на второй день пастух, озираясь по сторонам, подошел к тому месту,
Увидел торчащие из земли коровьи хвосты.
— Интересно, они под землю, что ли, ушли? — сказал он
55 И до вечера копал двор стойбища,
Вечером куцые коровы [в кош] вернулись.
Увидев их, пастух воскликнул: «Ох, чтоб мой язык отсох,
С каким страшным человеком я связался!»

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1958, зап. С. Отаров. Опубл.: МКХПЧ, с. 89— 90.

1 [↑ назад]Аурууунгу алайым! — Букв. «Да перейдут твои болезни ко мне!» Здесь в значении «Прошу тебя».
2 [↑ назад]...палкой для котла. — Имеется в виду палка, обычно железная, на которую подвешивали котел.

Варианты: « К а р а ш а у а й и п а с т у х » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Карамырза Атаев (р. 1875), с. Гунделен (КБР), 1965, зап. А. 3. Холаев; « К а р а ш а у а й и К а з а н б а ш » . Там же, балк. Исп. Дауут Малкондуев, с. Яникой (КБР), 1958, зап. С. Отаров.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (01.12.2014)
Просмотров: 626 | Теги: 88. ДЖИГИТ ШАУАЙ И ГЕМУДА

Всего комментариев: 0
avatar