Суббота, 27.04.2024, 00:04

Карачаевцы и балкарцы

Эринчекни "эртдеси" битмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

64. СЫН ЭМЕГЕНШИ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

С Алауганом не могла жить ни одна женщина, они все умирали. [И тогда] его молочная мать сказала:1Публикуется та часть сказания, где повествуется о женитьбе Алаугана и рождении Карашауая.

— Женись-ка ты теперь на эмегенше.

Алауган в поисках жены поехал в одно ущелье, где жили эмегены. Там он увидел эмегенов, которые пахали землю.

— Зачем бродишь, Алауган? — спросили [они].

— Я приехал жениться на вашей [девушке [, — ответил [Алауган].

— Что ж, у меня есть одна дочь, если понравится — забирай ее, — сказал один из эмегенов.

Алауган взял девушку-эмегеншу и повез ее в свой аул. Войдя в аул, она стала по дороге хватать детей и глотать их. [Увидев], что она съедает детей, ее поместили в подземелье.

Родив Алаугану ребенка, она тут же его съела. Когда она стала рожать второго, подкараулили и не дали [ей его] съесть. Молочная мать Алаугана выкрала младенца и назвала его Карашауаем.

— Я уже старая, не смогу его воспитать, отдай [его кому-нибудь] на воспитание, — сказала она Алаугану.

Алауган запеленал ребенка, понес и оставил его в одной пещере. Вернулся к своей молочной матери и сказал:

— Я отдал его на воспитание.

[Когда он] через пятнадцать дней пришел к ребенку, увидел розовощекого малыша, который лежал и сосал сосульку.

[Когда он] пришел [туда] через пять месяцев, увидел, что тот, сделав себе лук, охотится на оленей и питается [их мясом]. После этого он привел его домой и сказал [молочной матери]:

— Воспитатели отказались держать его.

И молочная мать [Алаугана] стала сама его воспитывать.

Однажды мальчик спустился в подземелье, где жила его мать. Там, увидев ее, он пришел к своей воспитательнице и спросил:

— Кто этот безобразный человек?

— Она — мать, тебя родившая,— ответила та.

— Мне не нужна такая мать,— сказал Карашауай и отрубил ей голову.

Когда мальчик подрос, он попросил:

— Отец, отдай мне свои доспехи и своего коня.

Отец посадил его на коня и, когда увидел, что он хороший всадник, сказал:

— Я уже стар. Пусть и доспехи и конь теперь будут твоими,— и отдал их своему сыну.

Разъезжая туда-сюда, Карашауай в скором времени стал известным всему свету [нартом] по имени Карашауай, сын Алаугана.


Примечания.
64. СЫН ЭМЕГЕНШИ

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, карач. Исп. Каражаш Эрикген, с. Красный Октябрь (Карачай), 1965, зап. А. 3. Холаев.

1 [↑ назад]Публикуется та часть сказания, где повествуется о женитьбе Алаугана и рождении Карашауая.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 507 | Теги: 64. СЫН ЭМЕГЕНШИ

Всего комментариев: 0
avatar