Пятница, 19.04.2024, 19:31

Карачаевцы и балкарцы

Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

63. АЛАУГАН И ЕГО СЫН КАРАШАУАЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

Очень давно, во времена нартов, жил один нарт по имени Дебет. У Дебета было девятнадцать сыновей. Когда его сыновья подросли, они поклялись: «Пока не найдем человека с девятнадцатью дочерьми — не женимся!» Так они прожили некоторое время не женившись. Самого старшего из братьев звали Алауган.

Когда юноши все .повзрослели и настало время им жениться, они все вместе отправились на поиски девятнадцати сестер. После долгих странствий и долгих поисков они прослышали, что в одном ауле у одного мужчины есть восемнадцать дочерей и один сын и отправились к нему.

Чтобы жениться на них, одному из братьев не хватает девушки — а у них клятва: всем жениться [только] на родных сестрах. Поэтому они не знали, как им быть. После долгих размышлений младший из юношей сказал:

— Я самый младший из вас, я [потом женюсь], а вы женитесь.

Алауган — старший из юношей, сказал:

— Нет, говорят, что первым напиться и жениться дают младшему.

Если не женитесь на них, навряд ли мы найдем [еще столько сестер]. И тогда мы нарушим нашу клятву, а из-за меня одного клятва не нарушится. Давайте, вы все женитесь, а мне вполне хватит, если я увижу ваше счастье, — подбодрил своих братьев.

После этого юноши пошли к отцу девушек и попросили их руки. Отец девушек дал свое согласие. Так женились восемнадцать сыновей Дебета, а Алауган остался неженатым.

Его отец и мать очень переживали, что их восемнадцать сыновей обзавелись семьями, а старший сын остался без жены. Они много раз просили его жениться, но он отказывался. Так прошло немало времени. Алауган состарился [без жены]. Когда он видел детей своих братьев, расстраивался, [что остался без детей], однако все равно не женился.

Однажды мать Алаугана позвала играющих детей и, раздав им разные подарки, попросила:

— Идите к ныгышу и начните около Алаугана играть в альчики. Потом как бы поссорьтесь, и [пусть один из вас] скажет: «Да остаться мне, как Алаугану, без жены, если я обманываю».

Мальчики побежали к ныгышу и начали около Алаугана играть в альчики. Когда один [мальчик] выиграл у другого, тот сказал:

— Ты не выиграл, [ты] нечестно играешь.

И тогда мальчик [громко], чтобы услышал Алауган, сказал:

— Да остаться мне, как Алаугану, без жены, если я не выиграл!

Услышав это, Алауган встал и пошел домой. Он горько размышлял: «Оказывается, уже надо мной даже дети насмехаются. Чтобы не быть посмешищем в народе, мне надо что-то для себя придумать». Вот так Алауган отправился на поиски жены.

Долго он ходил, но так и не нашел себе женщины по сердцу. Однажды, когда он шел, он увидел эмегеншу, которая железной иглой [величиной] с лом и нитками как канат зашивала трещины земли. Незаметно от эмегенши оц подбежал и, сказав: «Анам, анам*», — прикоснулся ртом к груди эмегенши. [На это] эмегенша сказала:

— Как жаль, сын человечий, что ты опередил меня и стал моим [названым], сыном, а так был бы для меня кусочком жира — смазать растрескавшиеся мои руки.

Потом она спросила:

— Что тебя носит по этим плохим дорогам?

Алауган сказал ей, что ищет себе жену. На это эмегенша сказала:

— У меня есть дочь, возьми ее.

У Алаугана не было другого выхода, и он, сказав:

— Хорошо, я женюсь на ней, — дал свое согласие.

Эмегенша привела Алаугана в свое жилище. Войдя в дом, она крикнула дочери:

— Чтоб из твоих глаз кровь закапала, прячься, жених идет1...прячься, жених идет. — У балкарцев и карачаевцев девушка во время смотрин, пока ее не пригласят, находится в другой комнате.. Ее дочь побежала, оставляя на золе следы босых ног, и спряталась. Эмегенша посадила Алаугана и сказала:

— Чтобы жениться на [моей] дочери, ты должен |вместо калыма] дважды наполнить мясом мой казан.

Алауган [целый] год ходил на охоту и еле заполнил мясом этот казан один раз.

— А второй раз я его заполню после того, как отвезу твою дочь домой и женюсь на ней, — сказал он и уехал, забрав ее дочь.

Когда он, посадив девушку на коня впереди себя, [подъезжал к аулу], аульные дети с криком: «Алауган жену себе везет!» — побежали к нему навстречу. Девушка-эмегенша стала хватать детей и по одному глотать. Алауган, прикрикнув: «Эй, эй, погоди! Бийче так не поступает!», — еле остановил ее. Алауган привез девушку-эмегеншу домой и женился на ней.

Его жена, родив ребенка, сразу же глотала его. Алауган не знал, как ему быть. Однажды, когда подошло время [очередных] ее родов, Алауган позвал к себе жену Ёрюзмека обур Сатанай и попросил ее:

— Придумай что-нибудь, чтобы спасти ребенка.

Сатанай пошла к эмегенше и сказала:

— У нас бийче не в доме рожают, а рожают в дымоходное отверстие.

Когда эмегенша, [взобравшись на саклю], родила в дымоходное отверстие, Сатанай, [стоя внизу], поймала ребенка своим подолом, подбросила в золу [очага] щенка и ушла, завернув ребенка в подол. Эмегенша, спустившись, подбежала [к очагу] и проглотила щенка, находившегося там.

Алауган [унес] ребенка на Минги тау и оставил его под одним из его ледников, положив ему в рот конец сосульки, чтобы он сосал [ее вместо груди]. Коща он через год пришел туда посмотреть, [что с ребенком], увидел, что тот вырос и стал большим мальчиком. Алауган забрал мальчика домой. Его назвали Карашауаем.


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, балк. Исп. Габа Гулиев (р. 1884), с. В. Баксан (КБР), 1959, зап. А. Ю. Бозиев.

1 [↑ назад]...прячься, жених идет. — У балкарцев и карачаевцев девушка во время смотрин, пока ее не пригласят, находится в другой комнате.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 682 | Теги: 63. АЛАУГАН И ЕГО СЫН КАРАШАУАЙ

Всего комментариев: 0
avatar