Суббота, 20.04.2024, 10:06

Карачаевцы и балкарцы

Джашынгы кесинг юйретмесенг, аны джашаў юйретир.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

65. РОЖДЕНИЕ КАРАШАУАЯ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

IV. ДЕБЕТ — АЛАУГАН — КАРАШАУАЙ

В древние времена жил один громадный человек по имени Алауган. Ему не везло с женщинами. Он три раза был женат. Но все три жены умерли. «Неужели я не смогу найти себе жену под стать»? — подумал он и, сев на своего коня Гемуду, отправился в дорогу. Из лошадей только этот конь мог выдержать на себе Алаугана.1Публикуется часть, которая повествует о женитьбе Алаугана и рождении Карашауая.

Когда [Алауган] ехал вниз по одному ущелью, он увидел эмегеншу, которая зашивала трещины земли. Испугавшись за себя, он со словами:

— Ой, анам, анам,— обнял ее.

— Ох, как быстро ты стал моим сыном, а так я знала бы, что с тобой сделать! — сказала эмегенша.

— Ты тоже быстро стала моей матерью, а так и я знал бы, что с тобой сделать! — сказал Алауган.

— Дитя мое, что ты бродишь? — спросила эмегенша.

Алауган сказал, что ищет себе жену.

— Ну, тогда пошли ко мне, дитя мое, у меня есть три красивые Дочери, выбери [себе] одну из них.

Когда [они] пришли в дом эмегенши, Алауган увидел трех девушек-эмегенш. Он побоялся уйти, [не взяв одну из дочерей-эмегенш], и взял [в жены] младшую.

Алауган [с женой] вернулся в свой аул. Со временем эта эмегенша родила ребенка. За то, что новорожденный был похож не на эмегена, а на человека, она втайне от Алаугана съела его. После этого эмегенша проглотила и одного из аульных детей. [Испугавшись, что она съест и других детей], весь народ аула переселился в другое место.

Через некоторое время эмегенша опять понесла. Когда подошло время ей рожать, Алауган стал думать: «Как же мне спасти ребенка, я так без наследников останусь»,— стал искать выход, как спасти ребенка. Он пошел к одной старой ведунье и сказал:

— Может, ты придумаешь что-нибудь, чтобы помочь мне?

— Найди двух щенят и принеси мне,— сказала ведунья.

Алауган [пошел и] принес ей щенят. Ведунья положила их себе в передник и отправилась к эмегенше.

Когда она пришла, [увидела], что у эмегенши начались роды.

— Ах, дитя мое, бросили все тебя и помочь тебе некому? Я помогу тебе, [ведь] я и твоя мать — родственницы,— сказала ведунья и начала принимать роды.

Алаугану же она сказала:

— Спрячься за мной, стой и жди.

И он сделал так, как она велела.

Когда эмегенша родила, ведунья незаметно отдала ребенка Алаугану. Алауган, взяв его, убежал. После ведунья, сказав эмегенше:

— Ты щенят родила,— показала [их ей].

Эмегенша схватила и раздавила [щенят], а ведунья [тем временем] сбежала [от нее].

Алауган, взяв ребенка, пошел туда, куда переселились его аульчане.

— Возьмите его на воспитание,— просил он людей, но все отказывались, говоря: «Кто [отважится] быть воспитателем сына эмегенши?»

Когда Алаугану надоел плачущий ребенок, он от отчаяния понес и оставил его в расщелине ледника, решив: «Брошу его здесь, если умрет, возьму и похороню».

Через некоторое время Алауган [надумал] сходить туда. Издали он услышал звуки свирели. Подойдя близко, он услышал, как кто-то играет на свирели и поет:

— У бедняги Карашауая отец — Алауган, мать — эмегенша.

Подошел и увидел, что его младенец вырос и стал здоровым, упитанным мальчиком. Он то пил текущую талую воду, то пел свою песню. Алауган, воскликнув: «Да буду я жертвой за тебя!» — подбежал к [мальчику] и взял его на руки. Он понес его в аул и сшил ему одежду.

Мальчик подрос и начал играть с детьми. Однажды во время игры он ударил одного мальчика, и тот заплакал. Вероятно, у Карашауая, выросшего на воле, руки и ноги были намного больше, [чем у остальных детей], поэтому они стали его дразнить: «Эмегенское отродье».

Тогда Карашауай пошел к отцу и спросил:

— Где моя мать?

Алаугану не хотелось ему об этом говорить, но [мальчик] настоял, и он сказал:

— Твоя мать — эмегенша, она, [увидев тебя], сразу же съест, мы не можем пойти к ней.

После этого мальчик все время приставал к [отцу]:

— Давай сходим к матери.

В один из дней они пошли к ней. [По пути] мальчик предупредил Алаугана:

— Будь бдителен. Если вдруг она проглотит меня, я, [оказавшись у нее внутри], сильно сдавлю ей легкие и сердце. Когда она, крикнув: «Умираю», упадет, ты сразу же вспори [ей живот] и быстро вытащи меня.

Мальчик, играя, вошел [в дом], эмегенша тут же с шумом проглотила его. Алауган, войдя [в дом], спросил ее:

— А мальчик где?

[Эмегенша], ответив: «[Только что], играя, наружу вышел», вдруг с криком: «О-ой, сердце»,— скрючилась и упала. Алауган быстро вспорол ей [живот] и вытащил Карашауая живым и здоровым. Эмегенша [же] умерла. [После ее смерти] перекочевавшие аульчане [Алаугана] вернулись [в свои покинутые жилища].


Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, карач. Исп. Магомет Джанататаев (р. 1901), с. Н. Теберда (Карачай), 1965, зап. X. И. Суюнчев.

1 [↑ назад]Публикуется часть, которая повествует о женитьбе Алаугана и рождении Карашауая.

Варианты: « К а к К а р а ш а у а й в е р н у л н а р т о в в с т а р ы й ау л» . Архив КЧНИИ. Ф. ф. Исп. Хамзат Узденов, с. Терезе (Карачай), 1985, зап. Р. Ортабаева. Опубл.: КМФ, с. 35—37; « А л а у г а н » . Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 7, карач. Исп. Мухаммат Махараев, 1958, зап. Ульбашев.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (28.11.2014)
Просмотров: 582 | Теги: 65. РОЖДЕНИЕ КАРАШАУАЯ

Всего комментариев: 0
avatar