Пятница, 29.03.2024, 10:33

Карачаевцы и балкарцы

Къазны ызындан баргъан къаргъа аякъларын юшютюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

43. КАК СОСУРУК БОРОЛСЯ С ЭМЕГЕНАМИ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

Нарты после долгого пути вышли на большую лесную поляну, на которой стояла трехъярусная крепость. Ворота крепости были железными, а стены такие толстые, что человек не смог бы их разрушить.

Предводитель нартов, близко подъехав к крепости, крикнул: «Эй, кто есть в крепости?»

Ворота крепости открылись. Оттуда выглянул громадный эмеген. Нарты признали в нем [одного из] эмегенов, угнавших скот нартов, и дали ему знать об этом. Через некоторое время появился еще один эмеген. Они посовещались, потом, повернувшись к нартам, сказали:

— Ну хорошо, раз [мы угнали ваш скот], пусть выйдет сюда ваш глава, кто из нас победит в борьбе, тот и поставит свои условия.

После этого предводитель нартов начал снимать с себя доспехи, показывая, что согласен [на их условие] и готовится к предстоящей борьбе.

В воротах крепости опять появился старший из эмегенов.

Сосурук, разглядев его, быстро скинул свои доспехи и так обратился к главе нартов:

— Я думаю, что одолею этого эмегена, кроме того, ты стар1— Ты стар...— Здесь Сосурук имеет в виду не только физическую старость главы нартов, но и то, что он в своей жизни много испытал и повидал., я [тоже] хочу испытать свою силу и ум в этом поединке.

Эмегены наблюдали за всем этим. Нартам очень понравилось решение нарта Сосурука, они все были на его стороне. [После этого] Сосурук повернулся к эмегенам и сказал:

— Вы недостойны того, чтобы наш почтенный глава боролся с вами, сперва поборитесь со мной, если же одолеете меня, в борьбу вступит [он].

Эмегены, [услышав это], дружно расхохотались. Однако возражать не стали.

[Один] из эмегенов сказал:

— [Только у нас] одно условие: во время борьбы через каждые два часа каждый из нас может выпить столько воды, сколько захочет, и помыть лицо и руки. Каждому из нас [приготовлено] по бочке воды, они стоят в одной из комнат крепости. Я покажу.

— Хорошо, пусть будет так,— сказал Сосурук.

Эмегены ушли переодеваться.

В это время из крепости вышла одна красивая девушка и, подойдя к Сосуруку, сказала:

— Брат мой, я слушала ваш разговор [с эмегенами]. Я хочу помочь тебе, держись, не бойся [эмегена]. В первые два часа [борьбы] не жалей своих сил. Если перед вторым заходом борьбы захочешь пить, [эмеген укажет тебе на] бочку с левой стороны. Выпив оттуда, ты обессилеешь. [А сам он будет пить] из бочки справа, где находится вода, умножающая силы. Поэтому, когда вы будете бороться, я переставлю бочки, чтобы эмеген выпил из бочки [с обессиливающей водой].

Сказав это, девушка скрылась за дверьми, откуда появилась. Через некоторое время она опять вышла к нему и сказала:

— Запомни [еще, что], если [эмеген] не сможет одолеть тебя, [он применит] свой меч, который [даже] камень режет, а в бою удлиняется. Он в ножнах и лежит между двумя [этими] бочками.

Эмеген, переодевшись в одежду для борьбы, спустился [к Сосуруку]. Оба начали бороться во дворе крепости, [покрытом] травой. Пар от них поднимался к небу, красивую горную траву они превратили в черное месиво. [Через два часа] нарт Сосурук почти обессилел, а эмеген сидел на земле, и от него [аж] до самого неба поднимался пар. Через некоторое время они оба зашли в крепость попить воды.

Сосурук шел впереди, но эмеген опередил его и первым бросился в комнату, где была вода. Эмеген, наклонившись, пил воду из бочки справа, а нарт Сосурук пил из ковша, зачерпывая ее из бочки слева. Оба, напившись, передохнули. Эмеген выпил половину бочки, Сосурук же, наполнив ковш, пил воду как бы нехотя.

Эмеген, видя, как тот брезгливо пьет, испугался, что он уйдет, мало выпив. Однако Сосурук и не думал вставать, он пил свой сороковой ковш, думая про себя: «Ярабий*, интересно, прибавилось ли у меня сил хоть немножко?»

Немного поостыв, они оба [решили] выкупаться и залезли в теплый источник, [находящийся] возле крепости. Однако нарт Сосурук и не собирался купаться. Он все время думал о чудесном мече эмегена.

— Чем греться в теплой воде источника, я бы хотел выкупаться в проточной воде, разреши мне [пойти к реке],— попросил Сосурук у эмегена, когда у того голова и глаза были в пене.

— Иди, только быстро,— сказал эмеген.

Сосурук, выйдя из воды, поспешил к нартам, [взял у них] свой меч и, повесив [его на себя, подошел к] эмегену, стоявшему на страже у ворот [крепости]. Сказав, что хочет еще выпить воды, он зашел в комнату, где стояли [бочки] с водой.

Попивая воду из ковша, он вытащил свой меч и вложил его в ножны эмегена, а меч эмегена вложил в свои ножны. [Потом] быстро вышел, пошел к берегу реки и разделся, делая вид, что собирается купаться. Чтобы испытать меч эмегена, он ударил им булыжники: меч, словно мыло, разрубил эти камни. [Сосурук] тут же вернулся к эмегену. И они опять начали бороться.

Через несколько часов Сосурук одолел эмегена и уложил его на лопатки.

— Что ж,— сказал эмеген,— не спорю, ты победил в борьбе, теперь давай испытаем наши мечи. Если и здесь ты победишь, я дам тебе все то, что ты пожелаешь.

— Хорошо, пусть будет по-твоему, однако из крепости доносятся человеческие голоса, [скажи мне], кто [эти люди] и откуда [здесь появились]? Это во-первых. Во-вторых, позови их сейчас же сюда,— сказал Сосурук.

Эмеген передал приказ Сосурука эмегену-стражнику.

Немного погодя эмегены вывели всех [людей. Одних] они держали карауашамиф, других же откармливали, чтобы съесть.

[Вот] эмеген и Сосурук начали биться на мечах. Нарт Сосурук при каждом взмахе [меча] отсекал эмегену то волосы, то полы [его одежды], то рукав и [наконец] приставил свой меч к его горлу.

— Что же,— сказал эмеген,— я не пойму, что случилось сегодня с моим мечом. Да покарает тебя Аллах! Я дам тебе все, что ты захочешь, исполню все твои желания, [только] не убивай меня.

— Пусть и на этот раз будет по-твоему,— сказал Сосурук,— только я надену на тебя наручники и закую тебя в кандалы.

— Хорошо,— сказал эмеген.— Наручники [и кандалы висят] на левой [половине] ворот.

За ними послали одного из вышедших из крепости нартов. [Нарты] надели на эмегена наручники и заковали в кандалы. Благодаря Сосуруку [эмегены] отпустили своих пленников-нартов. Нарты, взяв с эмегенов слово, что те не будут нападать на их [аулы], вернулись в свою страну.

После [борьбы Сосурука с эмегеном] нарты считали Сосурука самым сильным и отважным и в жортууулы отправлялись только с ним. И впоследствии Сосурук много раз апасал нартов от эмегенов. Там, где у него не хватало сил, он многажды выручал нартов благодаря своим уму и отваге. Он ни ростом, ни внешностью не выделялся среди нартов. Единственное, что отличало его от остальных нартов,— это высокий свод стопы. [Он был настолько высок], что под ним [могли] проходить цыплята.

Сосурук во всем помогал людям. Даже над врагом он не чинил насилия. По отваге, доброте и справедливости не было ему равных.

А эмегены очень боялись нарта Сосурука. Большинство эмегенов знало его и ведало о нем все, однако не только одноголовые, но даже пятиголовые эмегены не могли победить его. А после того как в руки Сосурука попал удлиняющийся [в бою], режущий [даже] камни меч эмегенов, он стал вообще непобедимым для них.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. М. Ю. Бозиев, с. Хабаз (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 111 — 116. В других национальных версиях сказания на данный сюжет нами не обнаружено. 1 [↑ назад]— Ты стар...— Здесь Сосурук имеет в виду не только физическую старость главы нартов, но и то, что он в своей жизни много испытал и повидал.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar