Суббота, 20.04.2024, 09:30

Карачаевцы и балкарцы

Бирде къартха тынгыласанг, бирде джашха тынгыла.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

44. СОСУРУК И ОДНОГЛАЗЫЙ ЭМЕГЕН — ПАСТУХ КОЗ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

[Однажды] нарт Сосурук пришел к эмегену. Эмеген жил в пещере. Он принял Сосурука как гостя. В его честь он зарезал одну козу.

Утром эмеген встал и погнал [пастись] своих коз, а Сосурук остался в пещере. Поздно вечером он, когда пригнал коз, отодвинул в сторону громадную каменную глыбу, которой утром закрыл вход в пещеру, и загнал коз. После опять закрыл [вход] этой же каменной глыбой.

Во вторую ночь они оба опять закололи козу, поели и легли спать. [Коща] наступило утро, Сосурук попросил эмегена разрешить ему уйти. На это эмеген сказал:

— Ты отсюда никуда не уйдешь! — и ушел со стадом, закрыв вход в пещеру огромной скалой. Сосурук до вечера сидел в пещере, размышляя, как спастись [от эмегена]. Вечером эмеген опять пригнал своих коз, загнал их в пещеру и опять заставил [вход] скалой.

— Ты ложись, поспи [немного]. Я сам зарежу и освежую козу, когда [мясо] сварится, я разбужу тебя,— сказал Сосурук эмегену и уложил его спать.

У эмегена был один-единственный глаз на лбу. Когда эмеген захрапел, Сосурук вытащил из костра [раскаленный] вертел с огромную чинару и воткнул его в [единственный] глаз эмегена. Тот, взревев, вскочил и до самого рассвета кидался из стороны в сторону, пытаясь поймать Сосурука. Однако он не смог его поймать; тогда он велел Сосуруку:

— Сам выгони коз [наружу].

Он решил, что, если не будет коз, [ему будет легче] поймать [Сосурука]. Эмеген, блуждая, отыскал вход [в пещеру], открыл его и начал по одной выпускать коз, ощупывая их спины. [Вдруг] он услышал [снаружи] голос Сосурука: «Сосурук, спрятавшись под брюхом козы, выбрался [из пещеры]».

[Когда] Сосурук дал эмегену о себе знать, эмеген, сказав:

— Сосурук, на, возьми это золотое кольцо с моего пальчика. Оно выручит тебя из любой беды,— швырнул ему кольцо.

Сосурук подобрал кольцо и надел на свой палец. Только он его надел, как оно принялось жужжать1Мотив «жужжащее кольцо» и «отрубленный палец» в сказаниях об ослеплении циклопа у других носителей Нартиады нами не обнаружен..

Сосурук побежал — эмеген бросился за ним следом.

Сосурук как ни пытался, не мог снять кольцо; когда же он обессилел [от долгого бега], отрезал себе палец вместе с кольцом и швырнул [его] на землю. Так Сосурук спасся от эмегена. Измученный же эмеген так и остался стоять на том месте, не зная, куда идти.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. Мусарбий Толгуров (р. 1889), с. Быллым (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 49—50. Традиционно сказания на данный сюжет в эпосе балкарцев и карачаевцев связаны с именем Ёрюзмека.
1 [↑ назад]Мотив «жужжащее кольцо» и «отрубленный палец» в сказаниях об ослеплении циклопа у других носителей Нартиады нами не обнаружен.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar