Четверг, 28.03.2024, 14:13

Карачаевцы и балкарцы

Гугурук кёб болса тангны атханы билинмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

16. Къонакъ тепси - стол для гостей
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XIV.Къонакъ алыу - гостеприимство
Конакъгъа, ашатмай-ичирмей,
Хапар соргъан адет жокъду.

Расспрашивать гостей, не накормив,
Не по обычаю.

Ач къонакъны хапарла бла сый-лама.
Ашны соруп берме — сюйюп бер.

Голодного гостя разговорами не потчуй.
Еду подавай не с расспросами, а с радостью.

Къонакълагъа аш керек,
Ашдан алгъа кёз-къаш керек.

Гостям нужна еда,
Но прежде нее — радушие.

Берген ашынг татыулу болса,
Жюрегинг асыулу болур.

Если твое угощение вкусно,
На сердце у тебя будет легко.

Къонагъынгы кеси жангыз къой-ма.

Гостя одного не оставляй.

Къонакъны аллында аш къой,
Ауузун-къолун бош къой.

Поставь перед гостем еду,
И освободи его уста и руки.

Къонакъланы аллына аякъ-чеги салма.
(Аякъ-чеги, ич-мич сабийлени, къатыпланы юлюшюдю.)
Таматадан бла къонакъдан алгъа ашап бошама.
(Ала мухар кёрюнмез ючюн.)
Аш бергенде — онг къолунг бла,
Алгъанда да — онг къолунг бла.

Перед гостями внутренности и ножки не ставь.
(Внутренности и ножки считаются долей женщин и детей, когда в доме гость.)
Не прекращай трапезу прежде старшего и гостя.
(Чтобы они не выглядели обжорами.)
Подавай еду правой рукой,
И принимай правой.

Къонакъны ашыр да, биргесине къайт.
(Къонакъ эшикге чыгъама десе, башха адамгъа айтады, ол а таматагъа билдиреди.)
Къонакъ, башха элде болса,
Кеси жангыз айланмаз.
(Юйню тамата жаты бла бирге айланады.)

Проводи гостя (во двор) и вернись с ним.
(Если гость хочет выйти из-за стола, он говорит об этом одному из сидящих, а тот тамаде.)
Гость в чужом селе, Один не ходит.
(В сопровождении старшего сына хозяина.)


Всего комментариев: 0
avatar