Пятница, 26.04.2024, 05:14

Карачаевцы и балкарцы

Ат ёлсе - джери къалыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

2. Сабий сыйы - честь ребенка
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XIII.Юйюр - семья
Ат атагъан атха миндирир,
Темир кёлек (кюбе) кийдирир.
Бир сабий да жокъ кибик,
Экиси да жарым кибик.
Атанга кёл этдирме,
Баланга къол жетдирме.
Адамла къатында сабийинги махтама.
Къылыкъ юйретсенг, — билдирмей,
Адамланы кюлдюрмей.

Нарекающий именем на коня посадит,
В кольчугу (латы) оденет. (Обычай.)
Один ребенок — все равно, что нет ребенка.
Два — все равно, что полребенка.
Отца не подбадривай,
Ребенка не бей.
Не хвали своего ребенка на людях.
Воспитывай характер (сына) незаметно,
Не смеша людей.

Тиширыула бла ёсген улан къызбай болур.
Къартны намысын унутма,
Сабийни жанын къыйнама.

Мальчик, выросший среди женщин, станет женственным.
О почитании старцев помни,
Детей не обижай.

В прежние времена мальчик получал взрослое мужское имя в 14-15 лет, а до этого имел только детское прозвище. Право наречения предоставлялось человеку уважаемому, который при этом дарил крестнику коня и латы. Отсюда и совпадение: am означает и «конь», и «имя». Детей в семье должно было быть не менее семи, чтобы она считалась полной. Давно было известно, что ребенок в большой семье вырастает свободным, уверенным, общительным, как бы в гуще жизни. Воспитывать детей следовало ненавязчиво, незаметно. Мальчик должен расти с мальчиками или быть рядом с мужчинами. Ударить ребенка, а тем более избить его, считалось недопустимым - у любого человека, даже у маленького, есть свое достоинство. Если его подавить в раннем возрасте, ребенок вырастет озлобленным или безвольным, робким. Вообще прикосновение к другому - вопрос щепетильный. Старались не касаться другого человека, если же это делалось намеренно или нечаянно, обязательно произносилось - предварительно или после - извинение: «К добру да будет мое прикосновение». Тыкать пальцем в грудь или указывать на человека пальцем считалось жестом оскорбительным (можно указывать только ладонью).

Просмотров: 599 | Теги: 2. Сабий сыйы - честь ребенка

Всего комментариев: 0
avatar