Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Той этилмеген къууанч —
Мухарлагъа жубанч. Веселье без танцев Развлечение обжор. Ючюнчю алгъыш белгиди: Ашны къой да, тойгъа чыкъ. Третий тост — знак: Оставь еду и выходи на танцы. Жырлай билмеген жарсыуду, Тепсей билмеген айыпды. Не уметь петь — печально, Не уметь танцевать — стыдно. Той болса — оюн болур, Къурманлыкъгъа союм болур, Къонакълагъа тоюм болур. Будет пир — будут шутки, Будет жертвоприношение, Будет угощение для гостей. Сыйны чырагъы жырды. Иги шорпа — чырлы, Керти къууанч — жырлы. Эсирип, тойну бузгъан — Ит кибик, жерге къусхан. Светильник пира — песня. Хороший бульон — с наваром, Настоящее веселье — с песнями. Опьянеть и разладить свадьбу - Все равно, что блевать на землю, как пес. Смысл праздника, торжества, как оно и должно быть в любой устоявшейся культуре, заключался не в принятии пищи и напитков, а в веселье, радости и свободе открытого, доброжелательного общения. После третьего тоста по слову тамады все выходили во двор и начинались танцы под руководством распорядителя (бегеуюл). Не уметь танцевать считалось постыдным. Неслучайно слово той имеет четыре значения «пир»; «веселье»; «пляска»; «насыщение». Отсюда - около ста чудом сохранившихся (в записях) танцев и плясок, к сожалению, большей частью все еще не поставленных на сцене. Не меньшее и не менее почетное место занимала в праздничной культуре карачаево-балкарцев песня. Умения петь от каждого не требовалось -не всем Бог дал хороший голос. Но все же, даже в недавнее время, среди представителей старшего поколения умевших и любивших петь было много. Ныне положение и здесь плачевное: почти утрачено то, что придавало народной музыке особую силу и красоту - певческая традиция. Большая часть исполнителей народных песен сегодня упрощает и искажает мелодию. После шестого тоста, перед тем, как на стол подадут мясо жертвенного животного, старшие начинали петь, передавая черед друг другу, под басовое сопровождение присутствующих. Шапа по распоряжению тамады приглашал к столу юношей, которые слушали стоя, стараясь запомнить слова и мелодию песен. Вероятно, именно благодаря этому обычаю мы и сохранили, пусть неполностью, огромное песенное богатство своих предков. Кроме того, были также и особые песенные состязания (жыр эришиу). Одно село могло пригласить к себе песельников из другого. Кто-нибудь из состоятельных сельчан готовил для них угощение, к назначенному сроку собирались и зрители. Пели поочередно. Условие было одно - каждую песню исполнять до конца. Один из старожилов рассказывал, что он присутствовал на таком состязании в селении Кашхатау, куда приехали песельники из Безенги. Оно продлилось до самого утра, и победу одержали безенгиевцы, исполнив напоследок колыбельную, на которую их соперникам ответить уже было нечем, весь репертуар они исчерпали. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 741
|
|
Всего комментариев: 0 | |