Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тойда шапа кёп болса,
Ашны татыуу кетер. Если на пиру слишком много шапа, Еда становится безвкусной. Узунбилек шапаны атасына айып келир. Тюзню тиги жокъ, Шапаны шинтиги жокъ. Аман шапа адамлагъа артын буруп ашар. Отец «длиннорукого» шапы стыда не оберется. На равнине нет круч, У шапы нет стула. (Он не садится.) Невоспитанный шапа ест спиной к гостям. (Тайком.) Эринчек шапа аякъны толтуруп берир. (Эрини бла биринчи аякъны толтурадыла.) Ленивый шапа чашу наполняет до краев. (До краев наполняли только первую чашу.) Ашны-сууну ма деп берме. (Ма деп, ашны итге бередиле). Шапаны аягъын алгъан тазирге къалыр. (Боза, сыра къуйгъан аягъын.) Подавая еду и питье, нельзя говорить: «На». (Так бросают еду собаке.) Взявший ковшик шапы Подвергнется штрафу. Большая ответственность лежит на прислуживающем за столом (шапа). Он должен быть не только расторопным и энергичным, но и внимательным - вовремя принести блюда, быстро и незаметно убрать со стола, аккуратно подавать бузу или «сыра» (темное густое пиво), быстро и точно исполнять распоряжения тамады и т. д. Он не имел права садиться в продолжение всего застолья, пить и есть при гостях. Если что-то он пытался сделать сидя, его тут же могли назвать «длинноруким», что расценивалось как упущение его отца, не научившего сына правилам обслуживания гостей. На свадьбе гости сидели за несколькими столами, и было несколько шапа, отвечавших каждый за свой стол. Если был порядок, то каждый четко выполнял свое дело. Но иногда, из-за нераспорядительности, возникала путаница, число шапа становилось велико, и они мешали друг другу. Еще в двадцатые годы сохранялся обычай пить из одной большой чаши, которую, после тоста, пускали по кругу. Позже небольшие чаши стали ставить перед каждым из гостей. Поскольку гость никогда не берет еду сам и не наливает себе питье, это должен вовремя делать шапа. До краев наливали только первую чашу, а шапа должен был увидеть, у кого она пустая и вовремя подливать бузу или сыра (пиво) своим ковшиком, к которому никто не имел права прикасаться. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (07.04.2014)
|
Просмотров: 784
|
|
Всего комментариев: 0 | |