Вторник, 23.04.2024, 11:30

Карачаевцы и балкарцы

Джарты къалса иш созулур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

10. Ыразылыкъ соруу- испрашивание согласия
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XI.Къатын алыу - женитьба
Алыкъа жай да келир, къыш да келир.
(Жаш, атасы-анасы сайлагъан къызны жаратмаса, алай ай-тып, чыгъып кетеди.)
Кимни арбасына минсенг, аны жырын айт.
(Жаратса, алай айтып, чыгъып кетеди.)
Сиз сюйгенни мен да сюерме. (Къыз, атасына-анасына ыра-зылыгъын аны бла билдирип, чыгъып кетеди.)

Еще и лето наступит, и зима придет.
(Если парню не нравилась девушка, которую хотели засватать за него родители, он отвечал им этими словами и выходил из комнаты.)
На чью телегу сел, тому и подпевай.
(Если юноша был согласен с предложением родителей, он отвечал этими словами и выходил.)
Кого любите вы, того полюблю и я. (Дав понять своим родителям, что она согласна, девушка выходила из комнаты.)

- Сиз жарата эсегиз, сиз айтханны этерме.
(Жашны жаратмаса, алай айтып, чыгъып кетеди.)
Келечи иги болса,
Болжал этмей, къайтмаз.

— Если он вам нравится, я выполню вашу волю.
(Ответ девушки родителям означал ее несогласие.)
Если сват хороший,
Он не вернется, не назначив срока (свадьбы).

Если родители парня сами выбирали будущую невестку и собирались ее засватать, то подсылали к нему кого-либо из его друзей, чтобы узнать его мнение или спрашивали об этом его самого. О согласии девушки родители спрашивали после ухода сватов (но иногда и до) -чтобы знать, давать сватам надежду или нет. Смысл словесных формул был известен всем.

Поскольку сватов перед их отправлением обычно посвящали во все детали материального положения, готовности к свадьбе и пр., они старались, при получении согласия, обговорить эти детали с родителями невесты, особенно дату свадьбы. Поскольку карачаево-балкарская свадьба - очень сложный ритуал, то и подготовка к ней требовала времени. Фактически миссия сватов заканчивалась помолвкой (сёз тауусхан - «окончание речей»), о которой извещали всех, и с того дня девушка и юноша считались женихом и невестой и придерживались определенных правил поведения.


Всего комментариев: 0
avatar