Суббота, 27.04.2024, 05:23

Карачаевцы и балкарцы

Джаў кетсе, къылыч сермеме, айланыб чапса, джашаў берме.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

9. Келечилеге къарагъан - прием сватов
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

XI.Къатын алыу - женитьба
Келечиле келселе,
Тыпыр къатында олтурт.
Келечиле юйде болуп,
От ёчюлтген — айыпды.
Киеулюкню сюймесенг да,
Келечиле къонакъдыла.
Келечиле келселе, ашны келинлик этер.
Онгсуннган юйде — къайнагъан боза,
Онгсунмагъан юйде — чайкъагъан айран.
Ашлауда хатлама кёрсе,
Келечи умут юзер.
Келечиге, бир келгенлей,
Хау десенг, — арсар болур.

Когда приходят сваты,
Усади их возле очага.
Когда сваты в доме,
Гасить огонь в очаге — постыдно.
Можешь не любить жениха,
Но сваты — это гости.
Угощение для сватов готовит невеста.
В доме, где рады (сватам), - пенная брага,
Где не рады - пахта.
Увидев на столе «хатлама»,
Сват теряет надежду.
Сват, получивший согласие сразу,
Начнет сомневаться.

Рады или не рады в доме девушки сватам, но они - гости, поэтому встречать их холодно показывать свое недовольство нельзя. Их следовало посадить у очага, на почетных местах, поддерживать беседу, угостить. Гасить огонь в очаге после их прихода нельзя - это было бы оскорблением. Блюда служили определенным знаком, говорящим о желательности или нежелательности прихода сватов. Сватам от нежеланного жениха подавали пахту или слоеные пышки (хатлама, къатлама). Причина в том, что это слово, при переносе ударения с третьего слога на второй, означает «не повторяй» (свое предложение).

Если же родители одобряли будущий брак, сватам подавали все самое лучшее в доме, пенную, хорошо перебродившую бузу, угощение готовила сама будущая невестка. Тем не менее, с первого прихода сватов согласия не давали, обещав подумать. Но по характеру самого приема сваты понимали, что дело сладится, и приходили спустя какое-то время во второй раз, или родители невесты находили способ известить о своем официальном согласии.


Всего комментариев: 0
avatar