Пятница, 26.04.2024, 00:45

Карачаевцы и балкарцы

Биреўге дуппукъ балта, кесинге джити балта.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

9. Къазауат - битва
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Иш башлай туруп, арт сагъышын эт,
Къазауатха кире туруп, ал сагъышын эт.

Начиная труд, думай о его завершении,
Вступая в битву, думай о ее начале.

Хансыз таурух болмайды,
Къансыз уруш болмайды.
Элге жау кирген болса,
Жан аягъан эрмиди?

Нет легенды без (упоминания) хана,
Нет битвы без (пролития) крови.
Когда в страну вступает враг,
Мужчина ли тот, кто щадит себя?

Жауну хорлагъан — махтаулу иш,
Жаугъа хорлатхан — уллу бедиш.
Урушда ёлген шейитди,
Къачып ёлген а итди.
Окъ тиймезин сайлагъан
Туугъан элин сакъламаз.
Кебин кийген къайтмаз,
Кюбе кийген къайтыр.

Победить врага — славное дело,
Потерпеть поражение — великий позор.
Погибший в (правой) битве — мученик,
Погибший в бегстве — пес.
Кто желает избежать стрелы (пули),
Тот на защиту народа не встанет.
Надевший саван не возвращается,
Надевший латы — вернется.

Воинственная жизнь наших предков оставила глубокие следы в его культуре. Кодекс - не исключение. Из народных изречений о войне, сражениях, битвах и т. п., вероятно, можно составить целую книгу. Но и этого раздела вполне достаточно, чтобы увидеть за ним присутствие огромного опыта.

В отличие от труда, в где можно, с большей или меньшей уверенностью говорить о его результатах, в битве тебе и твоим соратникам противостоят такие же люди, ничем не хуже, и расчитывать обойтись без кровопролития нельзя, и чем она закончится, неясно. Поэтому Кодекс советует прежде всего постараться получить преимущество сразу, сломить противника и развить успех.

Как уже говорилось, защита родины (или села, общества) признавалась прямой обязанностью и долгом узденей. Разумеется, тот из них, кто будучи здоров, не являлся по сигналу тревоги, рисковал очень многим - прежде всего репутацией. Это стало бы для него гражданской казнью, если не хуже (см. ниже).

Присущий карачаево-балкарцам максимализм виден и здесь - «Ёз-ден Адет» рассматривает поражение как позор. Разумеется, это изречение надо рассматривать не отдельно, а в связи с другими, на ту же тему. Выше говорилось, что поражением Кодекс считает нежелание или неумение человека (или воинства) отдать все силы достижению победы. Если ее нет, а есть поражение, значит для победы было сделано мало, не все.

Выражая народное презрение к тем, кто, выдавая себя за истинных воинов, вышли на битву, а потом сбежали (следовательно, обманули товарищей, сыграли на руку врагу), «Ёзден Адет» указывает и на необходимость веры в победу. Последнее изречение - слова, с которыми провожали на битву воинов их матери, жены или сестры, веря в их победу и возвращение, утешая себя.

Слово къазауат происходит от къажау, къазау (более древняя форма - къажакъ, къазакъ) - «противостоящий, противоборствующий, противник, воин». Отсюда же и другое значение - «раб» (поскольку в рабство обращали пленных воинов). Отсюда же русское казак - «воин». И общеизвестное газават - «священная война». Къазауат - букв, «противоборство». По характеру сражения и количеству противников военные противоборства делились на следующие виды:

1. Атыш - перестрелка.

2. Чабыуул - атака, нападение.

3. Къагъыш - столкновение, схватка.

4. Согъуш - бой.

5. Сермеш - сражение, битва.

6. Къазауат - битва, война.

7. Уруш - война, брань (как и в русском «брань», второе значение слова уруш - «ругань»; вероятно, отзвук обычая словесной перепалки перед поединком и битвой).

Просмотров: 761 | Теги: 9. Къазауат - битва

Всего комментариев: 0
avatar