Суббота, 27.04.2024, 08:06

Карачаевцы и балкарцы

Дунияда таш къаты, ташдан да баш къаты.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

6. Сауут-саба - оружие
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

X.Къазауат - битва
Атлы — аты бла (кючлю),
Жигит - къылычы бла.

Всадник силен конем,
Молодец — саблей.

Къаманы сабын туталмай эсенг,
Къолларынга ышанма.

Если не можешь держать рукоять кинжала,
На свои руки не надейся.

Атынг-жеринг бар эсе,
Сауутунг хазыр болсун.

Имея коня и седло,
Держи оружие в готовности.

Сауут-саба иесине да жауду.
Атынгы сатсанг да, сауутунгу сатма.

Оружие и своему владельцу враг.
Можешь продать коня, но не оружие.

Жети кюнню жюрютсенг,
Сауут бир кюнюнге жарар.
Терслигинги биле эсенг,
Къама сапха жабышма.

Если носишь оружие семь дней,
В один день оно может пригодиться.
Зная о своей неправоте,
За кинжал не хватайся.

Къамасыз киши — бутакъсыз быкъы*.
Элбер: Бир хорада сегиз чора.
Жууабы: ёзден бла аны сауут-са-басы — ушкок, тапанча, гида, къылыч, къама, аркъан (ал-гъын: садакъ, сюнгю, къылыч, гида, къама, аркъан).

Мужчина без кинжала — быкы без сучков.
Загадка: На одном чистокровном (коне) — семь воинов.
Разгадка: уздень и его оружие — винтовка, пистолет, боевой топор, меч, кинжал, аркан из конского волоса (прежде, вероятно, — лук, пика, меч, боевой топор, кинжал, аркан).

Папаха, верховой конь, личное оружие (включая и пояс) не могли быть подарены кому-либо. Никто, кроме хозяина, не имел и права прикасаться к ним. Оружие мыслилось неотъемлемым атрибутом мужчины, без него он был беззащитен. Поэтому Кодекс допускает продажу коня, но не оружия. В дорогу без оружия никто не отправлялся, дома, в селе, носили только небольшие кинжалы (а не боевые, без всяких украшений - къара къама - «большой кинжал»), позже кинжал и пистолет (тапанча, керох). На свадьбу или иные семейные торжества ходили, имея, в качестве одного из атрибутов выходного костюма, также только небольшие кинжалы в посеребренных ножнах (кюмюш къама). Не мыслился мужской костюм без газырей (хазыр - «заготовка»).

Кавказская мужская верхняя одежда (чекмень, черкеска), как это показал в своей книге «Западные тюрки в странах Ближнего Востока» Н. М. Будаев, происходит от одеяния древнетюркских воинов - долгополого тонкого халата с поясом и подвесками, называемыми мет - «ромб». Стоило пририсовать на изображении каменного изваяния газыри (появившиеся после изобретения пороха и огнестрельного оружия) - и это получило наглядное подтверждение. Неслучайно Жан-Шарль де Бесс (в 1829 г.), описывая черкеску, сразу же возвел ее к древнему тюркскому народу - гуннам: «...этот сюртук имеет много сходного с венгерским сюртуком, который называется «одежда а ля Аттила». Из тюркского идет и название этой одежды в грузинском - архалук, и в русском -чекмень (от кар.-балк. чепкен).

Газырей было четырнадцать, редко восемнадцать. Внутри них находились порох (от), трут (къуу), кресало (чакъгъыч), тампон (жула), лекарство, бальзам из трав и меда (балхам), крохотный ножичек для обработки ран или бритья волос (жюлгюч), и такой же крохотный напильник (эгеу).

У древних тюркских народов пояса служили знаками воинского отличия - сколько врагов было убито воином, столько ромбов (мет) и было подвешено; на них, вероятно, изображалось, несколькими штрихами, лицо (бет). Но это же слово означало еще и «честь» - воинская, в данном случае.

* Быкъы - суковатый столб, врытый в углу двора, на котором подвешивались туши скота при разделке.

Нож (кезлик) оружием не считался, и настоящий уздень в схватку с ножом никогда не вступал, - в этом усматривали неуважительное отношение к противнику (нож ~ инструмент хозяйственный) и к самому себе - нужно всегда иметь при себе кинжал. Именно поэтому юный чабан Джандар, герой старинной песни, просит у своего старшего напарника, трусливого Юсеина, одолжить ему кинжал, чтобы отбиться от набежников-иноплеменников. Но тот сбежал, не дав ему оружия, и Джандар вынужден был защищаться с одним лишь ножом.

Конечно, оружие в разные эпохи было разным. Но по терминам можно судить (оставляя в стороне время господства огнестрельного оружия и указанные в тексте) о снаряжении воинов: панцырь (кюбе), кольчуга (жилян кюбе), шлем (такъыя, темир бёрк), поножи (бур-мабут)у колчан (гепхана), тяжелое копье (гебох), пика (сюнгю), дротик (мужура), праща (дормусхул), боевая сеть из конского волоса (буугъа-лыкъ), железная маска (темирбет), султан из конского хвоста на шлеме (къудас) и т. д.

Просмотров: 747 | Теги: 6. Сауут-саба - оружие

Всего комментариев: 0
avatar