Понедельник, 25.11.2024, 17:17

Карачаевцы и балкарцы

Чычханны баласы тулукъ тешер.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

18. Ыйыкъ - неделя
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

IX.Мюлк - имущество
Жангы аи бла башланнган иш
Онгуна айланыр.

Баш кюн:
Понедельник:
Дуния баш кюн жаратылгъанды.
Ишни баш кюн башласанг,
Заманында тамам болур.
Юй ишлеп башла; жолгъа чыкъ; уугъа бар; жортууулгъа атлан; келечиле ий; кийим
тик; сабийни бешикге сал.
Работа, начатая в новолуние,
Будет успешной.
Мир был создан в понедельник.
Если начнешь работу в понедельник,
Она завершится в срок.
Начинай строительство дома; выезжай в дорогу; иди на охоту; отправляйся в
набег; посылай сватов; шей одежду; клади младенца в люльку (в первый раз).

Геуюрге кюн:
Вторник:
Геуюрге кюн — къызгъанч кюн.
Геуюрге кюн иш башлама;жолгъа чыкъма; терек салма; сабаннга чыкъма; къонакъгъа
барма.
Вторник — день скупой.
Во вторник работу не начинай; в дорогу не выезжай; деревья не сажай; поле не
паши; в гости не ходи.
Бараз кюн:
Среда:
Къурман кюню — бараз кюн.
Бараз кюнде къош кёчюрме.
Бараз кюнде къайгъы аш юлеш.
Жангы юйде от этсенг — бараз кюн.

Среда — день жертвоприношения.
Не переноси кошару на другое место.
Раздавай поминальную пищу.
Разжигай огонь в очаге нового дома.

Орта кюн:
Четверг:
Жауун тилек — орта кюн.
Байрым кече кёрген тюшюнг кер-ти болур.
Байрым ингир — жауунлу.
(Ол ингирде битеу юйюр, жу-уунуп, баш жюлютюп, солуу кюн-нге хазырлана эди.)

Моление о дожде — в четверг (в засуху).
Сон, увиденный в ночь на пятницу, — вещий.
Вечер четверга — дождливый.
(Поговорка; вся семья накануне пятницы купалась, мужчинам и старикам брили
головы.)

Байрым кюн:
Пятница:
Байрым кюнюнг — солуу кюнюнг.
Байрым кюнде — жума намаз.
Байрым кюнде ныгъыш толу.
Байрым кюнгонг — байрамды,
Ишлегенинг — харамды.
Байрам этсенг — байрым кюн.
(Келген келин насыплы болады дейдиле.)
Байрым кюнде союм этме.

Пятница — день отдыха.
В пятницу - пятничный (общий) намаз.
В пятницу сельская площадь полна.
Пятница — это праздник,
Работа в пятницу — не впрок.
Если играешь свадьбу, то в пятницу.
(Невеста будет счастливой.)
В пятницу заклание запретно.

Шабат кюн:
Суббота:
Шабат кюнюнг — экили.
Къоншунга да от берме (ырысхы таркъаяды); сабийинге ат ата; мал кесме.

Суббота — день двойственный.
Не давай огня даже соседу (богатство иссякнет); нарекай ребенка именем; скот не режь.

Ыйых кюн:
Воскресенье:
Ыйых кюн — Тейри кюн.
Союм этсенг — ыйых кюн.
Ыйых кюн сабий тууса,
Къолан тууар союлур. (Ол кюн окъуна.)
Сабийине ат атарыкъ
Ыйых кюнню сакъласын.
Суу сугъарсанг, дарман хане жый-санг — ыйых кюн.

Воскресенье — день (посвященный) Тейри.
Совершай жертвоприношение.
Бели в воскресенье родится ребенок,
Режут пегую корову. (В тот же день.)
Кто хочет дать ребенку имя,
Пусть дождется воскресенья.
Орошай поле, собирай лекарственные травы.

Причины того, почему успех различных предприятий и начинаний связывался с теми или иными днями, неясны. Можно только предполагать, что начинать работу с новолуния считалось лучшим потому, что дело ассоциировалось с ростом луны. Сотворение мира началось в понедельник, потому он называется «баш кюн» - «головной, начальный день». Дом - маленькая модель мира, поэтому его тоже лучше начать строить в понедельник.

Неясно, почему вторник считался и считается у карачаево-балкарцев «плохим днем». Может быть, в этом повинна все та же народная этимология, усмотревшая в его названии (геуюрге кюн - «день св. Георгия») слово гяуур - «неверующий».

Некоторые исследователи видят в названии среды (бараз кюн) следы культа христианской святой Параскевы. Этот день может оказаться и днем, посвященным барсу, главному тотему предков карачаево-балкарцев (и всех северных тюрков - от Крыма до Якутии; главный тотем южных тюрков, от Босфора до Уйгурии - волк).

Одно предположение: может быть, наши предки называли - в глубокой древности - дни недели по названиям главных тотемов? Зача-рованность творцов Кодекса магией числа 7 мы уже видели, то же самое - в мифологии и эпосе. Но главных тотемов - шесть: барс, черно-бурая лиса, конь, волк, орел, сокол, бык. Седьмым, вероятно, являлось неизвестное животное, которое приносили в жертву. Потому, наверно, седьмой день и называется ыйых кюн - «день жертвоприношения». В мифах и обрядах, эпосе чаще всего говорится о двух жертвенных животных, коне и быке, причем жертвоприношение быка прямо связывается с сотворением мира - суша образуется на его лопаточной кости, - и началом года, весной. У быка в тюркских языках несколько названий, древнейшее - от («трава, растение»; «отрава»; «бык»), ёгюз (от ёгюр, ёкюр, букв, «ревун»; совр. знач. «вол»), бугъа, бугъ, богъа, богъ, сюда же примыкает буу («олень-самец»). Но некоторые варианты термина близки к слову багъ, бакъ, бах, бай, бий - «бог, божество». В период тотемизма образ Бога, своей жертвой создавшего Вселенную, изменился в образ жертвенного животного, быка, из плоти которого сотворился мир, т. е. народ переосмыслил жреческий миф на свой лад. Вероятно, неслучайно воскресенье названо в Кодексе днем, посвященным именно Тейри. До середины XIX века соблюдался обычай весной приносить в жертву быка, которого содержали и откармливали в течение года всем селом (зафиксировано Всеволодом Миллером и Максимом Ковалевским).

Четверг именуется орта кюн «срединный день». Следует учесть, что в помещенных здесь поверьях совмещены наслоения нескольких эпох и религий (тенгрианства, язычества, христианства, ислама). Днем отдыха в исламе является пятница, поэтому накануне все домочадцы купались перед общей молитвой в мечети, встречей с односельчанами, совместным провождением досуга и т. п.

Название пятницы - байрым кюн - «день Байрым», богини-покровительницы детей и материнства. Вероятно, поэтому невесту предпочитали водить в дом именно в пятницу (но в этот день родился и пророк Му-хаммад). Запрет на жертвоприношение в пятницу, скорее всего, был введен в период, когда аланы исповедовали христианство, - в этот день был распят Иисус Христос.

Слово «шабат», как и русское «суббота» - заимствование из еврейского (вероятно, в период господства иудеев в Хазарии). Считалось, что в этот день нельзя передавать огонь - достаток исчезнет. Наречение именем в субботу, возможно, основано на народной этимологии: шамат, шам am означает «священное имя» (звуки М и Б в тюркских языках часто чередуются).

Просмотров: 974 | Теги: 18. Ыйыкъ - неделя

Всего комментариев: 0
avatar