Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жангы аи бла башланнган иш
Онгуна айланыр. Баш кюн: Понедельник: Дуния баш кюн жаратылгъанды. Ишни баш кюн башласанг, Заманында тамам болур. Юй ишлеп башла; жолгъа чыкъ; уугъа бар; жортууулгъа атлан; келечиле ий; кийим тик; сабийни бешикге сал. Работа, начатая в новолуние, Будет успешной. Мир был создан в понедельник. Если начнешь работу в понедельник, Она завершится в срок. Начинай строительство дома; выезжай в дорогу; иди на охоту; отправляйся в набег; посылай сватов; шей одежду; клади младенца в люльку (в первый раз). Геуюрге кюн: Вторник: Геуюрге кюн — къызгъанч кюн. Геуюрге кюн иш башлама;жолгъа чыкъма; терек салма; сабаннга чыкъма; къонакъгъа барма. Вторник — день скупой. Во вторник работу не начинай; в дорогу не выезжай; деревья не сажай; поле не паши; в гости не ходи. Бараз кюн: Среда: Къурман кюню — бараз кюн. Бараз кюнде къош кёчюрме. Бараз кюнде къайгъы аш юлеш. Жангы юйде от этсенг — бараз кюн. Среда — день жертвоприношения. Не переноси кошару на другое место. Раздавай поминальную пищу. Разжигай огонь в очаге нового дома. Орта кюн: Четверг: Жауун тилек — орта кюн. Байрым кече кёрген тюшюнг кер-ти болур. Байрым ингир — жауунлу. (Ол ингирде битеу юйюр, жу-уунуп, баш жюлютюп, солуу кюн-нге хазырлана эди.) Моление о дожде — в четверг (в засуху). Сон, увиденный в ночь на пятницу, — вещий. Вечер четверга — дождливый. (Поговорка; вся семья накануне пятницы купалась, мужчинам и старикам брили головы.) Байрым кюн: Пятница: Байрым кюнюнг — солуу кюнюнг. Байрым кюнде — жума намаз. Байрым кюнде ныгъыш толу. Байрым кюнгонг — байрамды, Ишлегенинг — харамды. Байрам этсенг — байрым кюн. (Келген келин насыплы болады дейдиле.) Байрым кюнде союм этме. Пятница — день отдыха. В пятницу - пятничный (общий) намаз. В пятницу сельская площадь полна. Пятница — это праздник, Работа в пятницу — не впрок. Если играешь свадьбу, то в пятницу. (Невеста будет счастливой.) В пятницу заклание запретно. Шабат кюн: Суббота: Шабат кюнюнг — экили. Къоншунга да от берме (ырысхы таркъаяды); сабийинге ат ата; мал кесме. Суббота — день двойственный. Не давай огня даже соседу (богатство иссякнет); нарекай ребенка именем; скот не режь. Ыйых кюн: Воскресенье: Ыйых кюн — Тейри кюн. Союм этсенг — ыйых кюн. Ыйых кюн сабий тууса, Къолан тууар союлур. (Ол кюн окъуна.) Сабийине ат атарыкъ Ыйых кюнню сакъласын. Суу сугъарсанг, дарман хане жый-санг — ыйых кюн. Воскресенье — день (посвященный) Тейри. Совершай жертвоприношение. Бели в воскресенье родится ребенок, Режут пегую корову. (В тот же день.) Кто хочет дать ребенку имя, Пусть дождется воскресенья. Орошай поле, собирай лекарственные травы. Причины того, почему успех различных предприятий и начинаний связывался с теми или иными днями, неясны. Можно только предполагать, что начинать работу с новолуния считалось лучшим потому, что дело ассоциировалось с ростом луны. Сотворение мира началось в понедельник, потому он называется «баш кюн» - «головной, начальный день». Дом - маленькая модель мира, поэтому его тоже лучше начать строить в понедельник. Неясно, почему вторник считался и считается у карачаево-балкарцев «плохим днем». Может быть, в этом повинна все та же народная этимология, усмотревшая в его названии (геуюрге кюн - «день св. Георгия») слово гяуур - «неверующий». Некоторые исследователи видят в названии среды (бараз кюн) следы культа христианской святой Параскевы. Этот день может оказаться и днем, посвященным барсу, главному тотему предков карачаево-балкарцев (и всех северных тюрков - от Крыма до Якутии; главный тотем южных тюрков, от Босфора до Уйгурии - волк). Одно предположение: может быть, наши предки называли - в глубокой древности - дни недели по названиям главных тотемов? Зача-рованность творцов Кодекса магией числа 7 мы уже видели, то же самое - в мифологии и эпосе. Но главных тотемов - шесть: барс, черно-бурая лиса, конь, волк, орел, сокол, бык. Седьмым, вероятно, являлось неизвестное животное, которое приносили в жертву. Потому, наверно, седьмой день и называется ыйых кюн - «день жертвоприношения». В мифах и обрядах, эпосе чаще всего говорится о двух жертвенных животных, коне и быке, причем жертвоприношение быка прямо связывается с сотворением мира - суша образуется на его лопаточной кости, - и началом года, весной. У быка в тюркских языках несколько названий, древнейшее - от («трава, растение»; «отрава»; «бык»), ёгюз (от ёгюр, ёкюр, букв, «ревун»; совр. знач. «вол»), бугъа, бугъ, богъа, богъ, сюда же примыкает буу («олень-самец»). Но некоторые варианты термина близки к слову багъ, бакъ, бах, бай, бий - «бог, божество». В период тотемизма образ Бога, своей жертвой создавшего Вселенную, изменился в образ жертвенного животного, быка, из плоти которого сотворился мир, т. е. народ переосмыслил жреческий миф на свой лад. Вероятно, неслучайно воскресенье названо в Кодексе днем, посвященным именно Тейри. До середины XIX века соблюдался обычай весной приносить в жертву быка, которого содержали и откармливали в течение года всем селом (зафиксировано Всеволодом Миллером и Максимом Ковалевским). Четверг именуется орта кюн «срединный день». Следует учесть, что в помещенных здесь поверьях совмещены наслоения нескольких эпох и религий (тенгрианства, язычества, христианства, ислама). Днем отдыха в исламе является пятница, поэтому накануне все домочадцы купались перед общей молитвой в мечети, встречей с односельчанами, совместным провождением досуга и т. п. Название пятницы - байрым кюн - «день Байрым», богини-покровительницы детей и материнства. Вероятно, поэтому невесту предпочитали водить в дом именно в пятницу (но в этот день родился и пророк Му-хаммад). Запрет на жертвоприношение в пятницу, скорее всего, был введен в период, когда аланы исповедовали христианство, - в этот день был распят Иисус Христос. Слово «шабат», как и русское «суббота» - заимствование из еврейского (вероятно, в период господства иудеев в Хазарии). Считалось, что в этот день нельзя передавать огонь - достаток исчезнет. Наречение именем в субботу, возможно, основано на народной этимологии: шамат, шам am означает «священное имя» (звуки М и Б в тюркских языках часто чередуются). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (06.04.2014)
|
Просмотров: 974
|
|
Всего комментариев: 0 | |