Четверг, 25.04.2024, 23:50

Карачаевцы и балкарцы

Келечиге ёлюм джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

16. Мидир - примиритель (миротворец)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Жарашдыргъан - сууаплы,
Талашдыргъан — жууаплы.
Примиряющий будет благословен,
Сеющий вражду будет в ответе.
Къанлыны сёзю — бичакъ,
Слово кровника — нож,
Мидирни сёзю — минчакъ.
Слово примирителя — четки.
Мидирлеге къайырылма,
На примирителей не злись,
Эл адетден айырылма.

Народный обычай не отвергай.
Айта билген — сууутур,
Умеющий сказать — остудит,
Айта билмеген — къозутур.
Неумеющий — распалит.
Мидир келсе — сабырлыкъ келир,
Ишин этсе — мамырлыкъ келир.
С примирителем приходит спокойствие,
Если ли справится с задачей - приходит мир.

Акъылы келишмеген
Ачыкъ сёзню дау су нар,
Терслигине ийилмеген
Мидирлени жау сунар.
Терсакъылны арбазына
Мидир болуп барма.

Несговорчивый человек
Открытую речь считает обвинением,
Не признающий свою вину,
В примирителях видит врагов.
Не иди примирителем,
Во двор самодура.

Примирители (мидирле) не представляли собой специальную группу людей. Это был обычно князь, к словам которого прислушивались или сельчане, пользующиеся доверием и уважением, умные, рассудительные, влиятельные. Во многом благодаря этому институту кровная вражда у карачаево-балкарцев уже в средневековье сошла на нет. Даже в нарт-ском эпосе вина за убийство не рассматривается как вина всего рода, а только самого убийцы. Идеальный герой эпоса, могучий и бесстрашный Карашауай вообще отказывается от мести за своих сводных братьев, поскольку виновниками вражды были они сами. Основной же причиной отмирания у карачаево-балкарцев кровной мести, неизбежного следствия родового строя, было раннее возникновение тюркских государств - Ски-фии-Гуннии-Хазарии, Великой Болгарии, Алании, Золотой Орды; как известно, государство и родовой строй несовместимы.

Но кровная месть продолжала существовать у карачаево-балкарцев в более легкой форме, т. е. виновным признавался не весь род, а только сам убийца, и только с ним и следовало расправиться. Г.-Ю. Клапрот писал (в 1808 году) о карачаевцах: «Если кого-нибудь убьют, его родственники принимают все меры к отомщению за его кровь путем смерти убийцы, что, по их мнению, является единственным средством успокоить душу покойного и свою совесть. Иногда, однако, князь старается примирить обе стороны и приглашает всех родственников с одной и другой стороны; закалывают быка или овцу, которых и съедают, причем выпивают много пива. Дело заканчивается тогда обычно примирением». И далее: «Если же убийство было совершено не преднамеренно, то хотя его и рассматривают как преступление, но примирения легче достигнуть и оно почти всегда удается».

Но дело не только в вендетте. Причин для вражды между людьми всегда было предостаточно. Стабилизации жизни общества, его сплоченности и служили примирители.

Разумеется, к исполнению этой миссии они приступали после обращения одной из сторон, но могли и отказаться, если полагали, что дело безнадежно. Примирение, достигнутое благодаря мидирам, считалось их большой заслугой, благодеянием. Не выслушать их, ссориться с ними означало уронить свое достоинство в глазах народа, расценивалось как тупоумие и самодурство.


Всего комментариев: 0
avatar