Четверг, 18.04.2024, 11:50

Карачаевцы и балкарцы

Ач къонакъны хапарла бла сыйлама.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

15. Жыр бла жырчы - песня и певец
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VIII.Джамагъат - общество
Жыры барны жолу бар.
Жырны жолу — жюрекге.
Жырны жолу — Тейриге.
Жыр жюрекни уятыр.
Жырчы келсе, жыр келир.
Жырчы жырын унутмаз.
Жырчыны сыйы тойда чыгъар.
Жырчы ат алып кетер,
Жыры къанат керип жетер.
Жырчыгъа дуния эркин.
Жырчыгъа тийген —
Тейрини жауу.
Жырчы къаны тёгюлмез.
Эрни саны къырда къалыр,
Аты-жаны жыр да къалыр.

У кого есть песня, у того есть и путь.
Путь песни - к сердцу.
Путь песни — к Тейри.
Песня будит сердце (слушателя).
Когда приходит певец, приходит и песня.
Певец свою песню не забудет.
Певец в чести на пирах.
Певец уедет, получив коня,
Песня догонит его на крыльях.
Для певца мир просторен.
Обидчик певца — враг Тейри.
Кровь певца не прольется.
Тело героя останется в степи,
Имя и душа его останутся в песне.

Певец в традиционном карачаево-балкарском обществе был персоной важной. Он был человеком, ответственным за сохранение памяти о прошлых и настоящих событиях. И именно безымянным певцам мы обязаны не только появлением нартского эпоса, но и большого числа историко-героических песен, многие из которых по сути являются поэмами. К сожалению, сохранилось не более пяти десятков этих песен, от других остались только названия - «Песнь о Гекки Аттоеве», «Песнь о Бостане», «Акка и Киши» и др. Можно считать чудом, что карачаево-балкарский народ, несмотря на всю его трагическую историю, сохранил до сегодняшнего дня огромный пласт народных поэтических произведений, которые тематически можно разложить на семь больших частей:

1. Мифологическая поэзия, трудовые песни.

2. Детские потешки, считалки, колыбельные и т.д.

3. Героический эпос «Нарты».

4. Ёзден Адет.

5. Историко-героический эпос.

6. Духовные стихи и поэмы (на религиозные темы).

7. Народная лирика.

Главное требование, которое предъявлялось к песне, помимо оригинальной мелодии и художественных достоинств текста, - быть правдивой. Последующие исполнители обязаны были сохранять её в чистоте. Фактически отрицалась всякая возможность изменения оригинала, даже в лучшую сторону. Отсюда и другая особенность древних песен (как нартских, так и историко-героических) - неукоснительное соблюдение последовательности хронологической и событийной. Карачаево-балкарская старинная песня всегда старалась последовательно изложить весь ряд событий, включая и происходившие до рождения главного героя.

За сочинение талантливой, правдивой песни автор получал в награду скакуна. Певец входил в число фигур неприкосновенных, наряду с князем, святым, мудрецом, послом, народным вождем (бачама), главой Тёре, - согласно народным представлениям, их убийство предвещало большие беды.

Просмотров: 797 | Теги: 15. Жыр бла жырчы - песня и певец

Всего комментариев: 0
avatar