Пятница, 19.04.2024, 05:34

Карачаевцы и балкарцы

Ит къутурса иесин къабар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

10. Тамата бла кичи - старший и младший
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VII.Намыс, адеп - честь и воспитание
Кесинги таматача тутмасанг,
Сый-хурмет излеме.
Кичи сёзюн тилеп айтыр,
Тамата эслеп айтыр.
Бий-элмен — элни бийи,
Сабий — элни сабийи.
Эки тенгден юйдегили тамата.
Кичиге сорур амал болса,
Таматаны къыйнама.

Если старший не держится как старший,
Пусть уважения не ждет.
Младший говорит, попросив разрешения,
Старший — обдумав.
Князь — правитель всего села,
Ребенок — дитя всего села.
(Каждый может сделать ему замечание.)
Из двух ровесников старше женатый.
Если можно спросить у младшего,
Не беспокой старшего.

Жашны кючю — тёзюмде,
Къартны кючю — сёзюнде.
Тамата ишлей туруп,
Кичи сюелип турмаз.
Таматаны ызындан къычырма,
Сорлукъ эсенг, жетип сор.
Таматаны жолун кесме.
Тамата жерни сорса,
Бармагъынг бла кёргюзтме.
(Ашырып кел.)
Таматагъа ат башындан хапар айтма.

Юноша силен выдержкой,
Старец — речью.
Когда старший работает,
Младший стоять не будет.
Не кричи старшему вослед,
Хочешь спросить — догони.
Не пересекай дорогу старшему.
Если старший спросит у тебя о месте,
Не указывай пальцем.
(Проводи его.)
Не говори со старшим развязно.

Поскольку взаимоотношения старших и младших имели в карачаево-балкарском этикете очень важное значение, люди всегда старались знать, кто из них старше или младше, от этого во многом зависело их поведение в данном месте и с данными людьми. Каждый должен был вести себя в соответствии со своим возрастом, а также возрастом собеседника, встречного и т. д.


Всего комментариев: 0
avatar