Пятница, 26.04.2024, 23:01

Карачаевцы и балкарцы

Аслан ач да тюлкю токъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

4. Махтау - хвала
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Адамны ташада сёкме,
Туурада махтама.
Жартыны эшигин махтау жабар.
Махтасала, къууанма,
Сёкселе, жарсыма.
Атынг бар эсе, тартынма,
Акъылынг бар эсе, махтанма.
Махтагъан жукълатыр,
Даулагъан уятыр.
Телини тели махтар.
Байны махтама,
Жарлыны сёкме.
Махтаучу бол да, махтаныучу болма.

Человека за глаза не хули,
В глаза не хвали.
Дурака хвала погубит.
Когда хвалят — не ликуй,
Когда ругают — не печалься.
Имея коня, не робей,
Имея ум, не хвались.
Восхваляющий — усыпляет,
Укоряющий — будит.
Дурака дурак и славит.
Богача не хвали,
Бедняка не осуждай.
Будь хвалящим, а не хвастливым.

Успех и связанная с ним хвала окружающих - также испытание. Хвала рассматривается не то чтобы как нежелательное или отрицательное, но, во всяком случае, опасное. Хвала усыпляет, заставляет расслабиться, тогда как укор вынуждает быть начеку, не почивать на лаврах. Второе изречение как раз и говорит об этом - поверив неумеренной похвале, не будучи ее достоин или не сумев ее оценить, человек попадает во власть ложной самооценки, теряет чувство реальности и начинает совершать ошибки, мнить себя выше других и т. п., т.е. лишается признака умного человека; ум, как говорилось выше, есть способность не обманывать самого себя. Поэтому следует выслушать хвалу спокойно, не терять головы и никогда не добиваться ее. Так же спокойно нужно относиться к осуждению. Похваляться же вообще не следует, это неумно и смешно.

Последний в параграфе афоризм о тщеславии прост, но глубок. Есть много людей, считающих, что хвалы достойны только они. Хвала в адрес других кажется им нестерпимой обидой, чуть ли не оскорблением. Если же они сами кого-то хвалят, то снисходительно, подчеркивая свое превосходство.

Не следует хвалить богача - подумают, что из лести, или хулить бедняка - он и так подавлен. И, конечно, дурака дурак и славит (искренне), поскольку и сам таков - он хвалит себя.

Осторожное отношение к похвалам, если иметь в виду, что один из основных инстинктов человека - это инстинкт самоутверждения, понятно. Необходимо быть уверенным в своей реальности и значимости, в ощущении присутствия жизни в себе (я - есмь). Самоутверждение возможно только через подвиг (в самом широком смысле слова -военный, творческий, трудовой, гражданский и т. д.), когда нужно вложить все силы души в какое-то действие, труд, речь, пережить высокое напряжение, чтобы иметь право сказать себе, только себе: «Да, я это смог!» - и самоутверждение свершится.

Способных на это мало. Поэтому большинство современных людей падко на похвалу, добивается ее, некоторые буквально вынуждают, вымаливают ее - у кого угодно. Добившись даже маленького успеха, они рассказывают о нем, конечно же, преувеличивая, всем встречным. Отчего, почему? Вероятно, потому, что хвала дает им иллюзию самоутверждения, значимости, пусть и на короткое время, т. е. действует как допинг.

Просмотров: 712 | Теги: 4. Махтау - хвала

Всего комментариев: 0
avatar