Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Жёнгеринге къайнама,
Жесиринги къыйнама. Жесирликден къутулгъан Жортууулгъа ашыкъмаз. Жесирни жаны — жолда. Жесирни эси жети. Осал ёзден жесирликде Не къоркъакъ болур, Не къазакъ болур. Жортууулда жан аяма, Жесирликде мал аяма. Къыяудан жесирлик къыйын. На соратника не злись, Пленного не пытай. Спасшийся из плена В набег не поспешит. Душа пленника - в дороге. У пленника семь рассудков (ищет выход). Плохой уздень в плену Станет или боязливым, Или рабом. В походе не жалей жизни, В плену не жалей имущества (для выкупа). Мучительней увечья — плен. Конечно, плен - тяжелейшее испытание, даже для самого мужественного человека. Не всякий способен его вынести. В эпоху войн и набегов через плен, вероятно, пришлось пройти многим, и многие, после уплаты выкупа, вероятно, возвращались надломленными. Поэтому стойкость, проявленная в плену, рассматривалась как одно из высших проявлений узденьского духа. Считалось позорным выполнять в плену обязанности холопа - таких, после освобождения, в Большой Дом (место собрания свободных мужчин) не пускали. Совершенно сломленные становились на чужбине рабами или крепостными. Карачаево-балкарский Кодекс требует человечного отношения к пленникам. Интересно, что нигде в эпических и старинных песнях нет упоминаний о пытках. Она допускалась только в одном случае - когда требовалось добыть у захваченного врага нужные сведения, а он отказывался отвечать на вопросы. Тогда разжигали костер и медленно приближали спину связанного пленника к огню, пока у того не развязывался язык. Слово сыр «тайна, секрет»; «достоинство, честь» ложно содержится в слове сырт «спина». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 619
|
|
Всего комментариев: 0 | |