Суббота, 27.04.2024, 05:22

Карачаевцы и балкарцы

Аман сохтаны китабы тас болур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

3. Жесирлик - плен
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Жёнгеринге къайнама,
Жесиринги къыйнама.
Жесирликден къутулгъан
Жортууулгъа ашыкъмаз.
Жесирни жаны — жолда.
Жесирни эси жети.
Осал ёзден жесирликде
Не къоркъакъ болур,
Не къазакъ болур.
Жортууулда жан аяма,
Жесирликде мал аяма.
Къыяудан жесирлик къыйын.

На соратника не злись,
Пленного не пытай.
Спасшийся из плена
В набег не поспешит.
Душа пленника - в дороге.
У пленника семь рассудков (ищет выход).
Плохой уздень в плену
Станет или боязливым,
Или рабом.
В походе не жалей жизни,
В плену не жалей имущества (для выкупа).
Мучительней увечья — плен.

Конечно, плен - тяжелейшее испытание, даже для самого мужественного человека. Не всякий способен его вынести. В эпоху войн и набегов через плен, вероятно, пришлось пройти многим, и многие, после уплаты выкупа, вероятно, возвращались надломленными. Поэтому стойкость, проявленная в плену, рассматривалась как одно из высших проявлений узденьского духа. Считалось позорным выполнять в плену обязанности холопа - таких, после освобождения, в Большой Дом (место собрания свободных мужчин) не пускали. Совершенно сломленные становились на чужбине рабами или крепостными.

Карачаево-балкарский Кодекс требует человечного отношения к пленникам. Интересно, что нигде в эпических и старинных песнях нет упоминаний о пытках. Она допускалась только в одном случае - когда требовалось добыть у захваченного врага нужные сведения, а он отказывался отвечать на вопросы. Тогда разжигали костер и медленно приближали спину связанного пленника к огню, пока у того не развязывался язык. Слово сыр «тайна, секрет»; «достоинство, честь» ложно содержится в слове сырт «спина».

Просмотров: 572 | Теги: 3. Жесирлик - плен

Всего комментариев: 0
avatar