Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тогъуз киши Аллахха табына,
Токъсан киши патчахха табына. Чурукъ жалай, чал болду, Жалына кетип, сал болду. Ишлеп алгъанынг — тюк, Тилеп алгъанынг — жюк. Кеси жалына билмеген Башханы жалындырмаз. Жалынчакъны къаны суу. Жалынчакъны ичи — жалгъан. Къара маске эгер тюйюл, Жалынчакъ нёгер тюйюл. Девять человек поклонялись Аллаху, Девяносто — царю. Вылизывая (чужие) сапоги, стал седым, Пресмыкаясь, стал трупом. Заработанное - это богатство, Выпрошенное — бремя. Кто сам не унижается, Не унизит и другого. В жилах подхалима течет вода. Нутро заискивающего наполнено ложью. Черная моська — не гончая собака, Подхалим — не товарищ. Ничтожная, мелкая, жалкая фигура - льстец, подхалим. Подразумевается, конечно, не тот, кто вынужден в тяжелых обстоятельствах пойти на унижение, обратиться за помощью к человеку, которого раньше ни во что не ставил или не уважал. Жалынчакъ - это тот, для кого заискивание является нормой поведения, кто не может и не хочет поступать иначе, т. е. прирожденный подхалим, чье нутро полно лжи. И, конечно, если к нему обратятся за помощью или попросят какую-нибудь мелочь, он постарается всячески унизить просящего, чтобы представить его никчемным и жалким, как он сам. Трудно сказать, чего больше в этих афоризмах - жалости или презрения. Заискивающий, подхалим поставлен ниже охотничьей собаки, которая все же может быть верным спутником. Жалынчакъ, скорее всего, есть немного искаженное жаны-гылчакъ, от гылжа; гыл «кривой», гылжа «искривленный», гыланч «зигзаг, извилистый»; букв, «с кривой душой, криводушный» {жангыл «заблуждаться, ошибаться»). Или от жалын «копоть» плюс аффикс -акъ («коптящий»?). Или от жалгъан-чакъ «ложный, ненадежный, мнимый»? Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 623
|
|
Всего комментариев: 0 | |