Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Урлап бай болгъандан эсе,
Урламай, жарлы бол. Гудучугъа къошулсанг, Атынг гудучу болур. Урламагъан — адам улу, Урлагъан — харам гылыу. Гудучуну баласы къыяулу болуп тууар. Ашагъан къутулур, Жалагъан тутулур. Ашаса да - бёрю, Ашамаса да — бёрю. Ийнек урлагъан - уручу, Ийне урлагъан — гудучу. Лучше быть честным бедняком, Чем разбогатеть, воруя. Поведешься с вором — Сам вором прослывешь. Кто не ворует, тот — человек, Ворующий — грязная крыса. Сын вора рождается увечным. Кто съел — избежит (наказания), Кто только облизал - попадется. И съел — волк, И не съел — все равно волк. Укравший корову — вор, Укравший иголку — ворюга. В карачаево-балкарском народе всегда относились с уважением к чужой собственности, меже, границе. Имущество рассматривается как дар судьбы, поэтому попытка «перераспределить» собственность по своему произволу (воровство) есть вмешательство в решение высшей силы, противодействие ей. Отсюда прямой вывод: вор есть существо презренное, и не человек вовсе, что-то вроде грязной крысы, поскольку не понимает таких простых вещей. Водиться с ним не следует, поскольку и тебя примут за такого же вора, или украдет один, а попадется человек, который при этом только присутствовал. Однажды прослывшего вором будут обвинять и в том, в чем он не был виноват. Кодекс не признает мелкого или крупного воровства - украсть корову или украсть иголку -суть одно и то же. Лучше быть честным бедняком, чем богатым вором. Определеннее не скажешь. Даже за самое успешное воровство, как и за другие преступления, придется расплачиваться. Самому, в посмертной жизни, или потомкам - в этой. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 749
|
|
Всего комментариев: 0 | |