Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тели сёзюн эки айтыр.
Телиге къолан ариу. Те ли тойса, той бузар. Телиге акъыл салгъандан эсе, Ёлгеннге жан салырса. Чийсил тели юсюн махтар, Чий тели кесин махтар. Акъылы жокъгъа мадар жокъ. Телилени чынттысы Кесин акъылман сунар. Телиле бла къош да болма, Хош да болма. Глупый свою речь повторяет дважды. Для дурака красиво пестрое. Дурак, наевшись, испортит праздник. Легче оживить мертвого, Чем глупого научить уму. Полудурок хвалит свою одежду, Полный дурак хвалит себя. Безумному помочь нечем. Настоящий дурак Всегда мнит себя мудрецом. С глупцами не водись И не привечай. Слово тели, в зависимости от контекста, означает «глупый, своенравный, слишком вспыльчивый, дурак, сумасшедший, помешанный». Возможно, оно однокоренное с тентек, телтек «глупый, полоумный, замороченный, теряющийся в догадках, плохо мыслящий», и тентире «шататься, раскачиваться». К глупости отношение тоже снисходительное, поскольку человек в ней не виноват, ему просто не повезло (Бог ума не дал), но если дурак начинает изображать из себя умника, отношение резко меняется, и ему не избежать насмешек. И, конечно, эти последние худшие, поскольку глупость их активна; в этом видится нахальство, самомнение и уверенность в том, что окружающих можно обмануть, провести. Они пытаются внушить свое превосходство, и их приходится осаживать. Если же урок не возымел действия, то с такими лучше вообще не иметь дела - пустая трата времени. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 736
|
|
Всего комментариев: 0 | |