Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
7. Тири - бодрый, живой
Атланнганда бёрю бол,
Тебиннгенде тири бол. Хаит деген мискин болмаз. Таукелни къылыч кесмез. Кёзю жанмагъан да бир, Уянмагъан да бир. Тири болсанг, тирлик болур. Тири киши тийресин да тирилтир. Выходя в дорогу, будь волком (легким), В движениях будь живым. Бодрый жалким не будет. Решительного меч не берет. Вялый (без огонька в глазах) И непроснувшийся — одно и то же. Будешь бодрым — будет и урожай. Бодрый мужчина оживит и свою округу. Бодрости духа, уверенности, живости человека во всех начинаниях, в поведении, в работе, в речи - одним словом, во всем, карачаево-балкарцы придавали и придают большое значение, высоко ценят обладающих этими качествами. Поэтому человек «без огонька в глазах» ставится ими очень низко - спит на ходу, ни живой, ни мертвый. Надеяться на него ни в какой ситуации нельзя. Бодрость еще и тем ценна, что заразительна, эта энергия передается и другим. Ничто не потеряно, пока есть люди, сохраняющие бодрость духа. Слово тири «бодрый, живой», поскольку от него образутся и тирилмек «воскресение из мертвых, оживание», вероятно, происходит от древнего тир - «жизнь, живое». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 588
|
|
Всего комментариев: 0 | |