Пятница, 26.04.2024, 16:56

Карачаевцы и балкарцы

Кючюнге базма, ишинге баз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

13. Тиширыу - женщина
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

III.Адам - человек
Аман бичакъ къол кесер,
Аман къатын жол кесер.
Эр киши — ю и и га къолайы,
Тиширыу — юйшо чырайы.
Кишилени бек аманы — болумсуз,
Къатынланы бек аманы — огъурсуз.
Тиширыуну намысы
Къан чериуню къайтарыр.
Иги къатын кирсиз болур,
Андан озса — тилсиз болур.
Тели къатын кишилеге оноу этер.
Эр киши — жел,
Тиширыу — жер.

Плохой нож порежет руку,
Плохая женщина пересекает дорогу (мужчине).
Мужчина — сила дома (семьи),
Женщина — краса дома.
Худший из мужчин - бездеятельный,
Худшая из женщин - злобная.
Честь женщины обращает вспять
(Даже) отряд кровников.
Хорошая женщина — чистоплотная,
А лучшая — и немая (т. е. немногословная).
Глупая женщина мужчинам указания дает.
Мужчина — ветер,
Женщина — земля.

Главным достоинством женщины Кодекс признает НАМЫС. Это емкое слово содержит в себе целый спектр понятий - и уважительность, и честь, и приличие, и чувство собственного достоинства. Как от мужчины требуется проявление его мужского начала - активности, твердости, великодушия, силы воли, так от женщины - доброты, мягкости, учтивости, умения сделать дом уютным, красивым, чистым. Однозначно сказано: худшая из женщин - злобная. Злоба - это то, что отрицает ее как женщину (дочь, мать, жену, сестру), превращает в стерву, ведьму.

Генрих-Юлиус Клапрот писал о карачаевцах (в 1808 г.): «Обычно они берут лишь одну жену, некоторые, однако, имеют двух или трех, с которыми они живут очень мирно и с которыми, в противоположность другим горским народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка».

Честь женщины оберегала не только она сама, но прежде всего -общество, причем подчеркнуто, оно же ее возвышало. Если мужчина плакал на похоронах отца, это считалось слабостью, но за слезы на похоронах матери его никто не осуждал. Любимым племянником считался не сын брата, а сын сестры (эгечден туугъан), как и брату матери воздавался больший почет, чем брату отца. Нельзя было и пальцем тронуть даже кровника, если тот успевал забежать в дом убитого им человека и прикоснуться губами к груди его матери. Если между двумя сражающимися мужчинами или даже на пути отряда, отправляющегося для свершения кровной мести, женщина успевала бросить платок, бой прекращался, а отряд поворачивал назад. (О причине появления обычая см. выше).

Женщина безусловно должна быть чистоплотной и немногословной. Но если говорливость все же считалась простительной, то неряшливость рассматривалась как одна из немногих уважительных причин для развода. Ни в коем случае не допускалось вмешательство женщины в беседу мужчин, если только они сами ее о чем-либо не спрашивали, тем более она не имела права давать им какие-либо указания, пытаться верховодить ими. Первое расценивалось как невоспитанность, второе -как глупость или мужеподобие, и порождало подозрения, что она помыкает мужем. Разумеется, женщина рассматривалась как олицетворение пассивного, рождающего начала (плоть), как и земля, мужчина - активного, свободного, оплодотворяющего, - ветер (дух).

Женщина была в традиционном карачаево-балкарском обществе фигурой неприкосновенной - ее могли казнить только по решению суда. Имели право наказать ее или даже убить за какие-то прегрешения, позорный поступок и т. д., только отец или братья, но не муж и его родственники, поскольку она является человеком из другого рода. Тем более позорно и преступно было поднять на нее руку или применить против нее оружие. Характерен эпизод из нартского эпоса, в котором витязь Карашауай, олицетворение благородства и силы, сталкивается с девушкой-воительницей, которую он принял за мужчину. Та предложила нарту борьбу. Богатырь швырнул «соперника» наземь, шлем слетел с ее головы и волосы рассыпались по плечам.

- О Аллах, столько подвигов я совершил,
А теперь вот вступил в схватку с женщиной, -
Когда он так посетовал,
Половина его бороды поседела, говорят.
Просмотров: 880 | Теги: 13. Тиширыу - женщина

Всего комментариев: 0
avatar