Вторник, 23.04.2024, 20:18

Карачаевцы и балкарцы

Мен да сен дейме, сен да кесинг дейсе.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

9. Ийман - вера
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

III.Адам - человек
Билим ёзеги — ийман.
Иймансызны дини — кёзбау.
Санынга — дарман,
Жанынга — ийман.
Ийман лыгъа — магъана,
Иймансызгъа - багъана.
Адамлыгъы болмагъаннга
Ийманы бар деме.
Ийман жолгъа тюзетир.
Итинмеген ийнанмаз,
Ийнанмагъан жол тапмаз.

Сердцевина (ядро) знания — вера.
Религия неверующего — лицемерие.
Телу нужен бальзам,
Душе - вера.
Верующий (обретет) смысл,
Неверующий — (позорный) столб.
Не считай верующим того,
В ком нет человечности.
Вера направит на (верный) путь.
Нестремящийся не уверует,
Неверующий не найдет пути.

Слово ийман «вера» считается арабским. Но столь же правомерно считать его исконно тюркским, так как слова со значением «верить, доверять, веровать», употребляемые в обычном смысле, образуются от слишком схожего ийнан. Трудно представить себе, что до знакомства с исламом в тюркских языках с их богатейшей и древней лексикой не было столь простого и нужного слова.

В первом же афоризме подчеркнуто, что знание (мудрость) имеет своей сердцевиной именно веру. Без нее знание таковым не является, поскольку не ведает или отрицает самое главное - причину, источник мудрости, видя их в самом человеке, а не в Творце мира. Интересно и важно, что народное сознание четко различает, не смешивает внешнюю сторону богопочитания - религию, культ, и живое, личное чувство связи с Богом, веру - высшее. Поэтому религия человека, даже полностью исполняющего все ритуалы и обряды, но не имеющего веры, есть просто лицемерие, обман.

Но что есть сама вера и каково ее воздействие? Из Кодекса следует, что душа человека больна или может заболеть, и только вера, подобно бальзаму, способна излечить ее. Кодекс категоричен, утверждая, что, в конце концов, истинно верующий обретет знание смысла своей жизни, преодолеет ощущение абсурда, творящегося вокруг и найдет смысл, как и неверующий рано или поздно окажется у позорного столба (конечно, не следует понимать это буквально - имеется в виду: «совершит что-то позорное»).

Но вера, в представлении творцов Кодекса, не есть нечто потаенное и бездейственное - она обязательно проявляется и должна проявляться в поступках и словах, которые и есть свидетельство присутствия веры и присутствия Творца в человеке и мире. И здесь мы встречаем важнейшее в карачаево-балкарской этике понятие - адамлыкъ (его синоним - асыл «благородство»). Адекватного термина в русском языке нет, поэтому мы перевели его ближайшим словом - «человечность», определяемого как «достойное человека», «гуманность, отзывчивость». Но понятие адамлыкъ шире; оно включает в себя еще и такие смыслы, как милосердие, личное достоинство, мужество, щедрость, великодушие, ум, радушие и многое другое, - не будет ошибкой сказать, что оно включает в себя представление о самых важных и лучших человеческих качествах. Поэтому, при отсутствии одного из них в ком-либо, могут сказать: Къой-къой, аны не адамлыгъы барды1? - «Брось, какой там у него адамлыкъ'!».

Можно попытаться (повторно и более подробно) определить причину обозначения понятия этим словом. Адам в карачаево-балкарском имеет два значения - «первочеловек»; «человек». Происхождение его неизвестно. Кроме того, адам улу означает и просто «человек», и «сын человеческий», и «человечество», в зависимости от контекста. Но есть и другое слово - киши «мужчина»; «человек». Причем в одних случаях употребляется одно, в других - второе слово. Например: Юйде киши жокъду - «Дома никого нет» («нет ни одного человека»). Но обратиться, скажем, к группе людей разного пола со словом Кишиле! нельзя - это будет означать «Мужчины!». Следует сказать: Адамла! - «Люди!», или Аланла! - «Аланы!» (в значении «сородичи, соплеменники, соплеменницы, люди»).

Заметим, что если слово адам имеет этический оттенок, то слово киши нейтрально, в отличие от производного кишилик «мужество». Кроме того, в Св. Коране Адам назван пророком. Из сказанного напрашивается вывод, что адам есть слово, обозначающее не просто человека, а именно верующего, последователя религии, возвещенной первопророком Адамом. Для сравнения вспомним, что в средневековой Европе слова «добрый христианин» означали просто «добрый человек».

Итак, вера должна проявляться в поступках, словах, образе действий, помышлений, свидетельствующих о том, что в человеке действительно живет вера. Поэтому нельзя считать верующим того, в ком нет адамлыкъ (букв, «человекство») - о присутствии божественного говорит истинно человеческое, верой направляемое на истинный путь.

Конечно, вера входит в число даров Бога, более того, оно из них важнейшее. Но почему она в порядке перечисления идет на шестом месте и предшествует разуму, согласно логике расположения энергетических центров? Вероятно, потому, что, с одной стороны, нужно совершить восхождение к вере, она не есть нечто такое, что дается просто - для веры нужно обладать какими-то качествами; с другой стороны, как можно назвать разумным человека, не имеющего веры?

Просмотров: 644 | Теги: 9. Ийман - вера

Всего комментариев: 0
avatar