Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Къарангыдан къоркъмагъан,
Бара барса, жол табар. Къарангыны не а ласы, не къарасы? Къарангы къозлар, Жарыкъ ёсдюрюр. Къарангыда ашыкъма, Жарыкъда мычыма. Къарангыда кёз жетмейди, Жарыкъда эс жетмейди. Эринчек жайны сюймез, Гудучу айны сюймез. Жанар жанмай жарымаз. Кто не боится тьмы, Двигаясь, найдет дорогу. Что светло и что черно во тьме? Тьма рождает, Свет растит. Во тьме не торопись, На свету не медли. Во тьме глаз неймет, На свету ум неймет. Лентяй не любит лета, Вор не любит луну. Нет света, пока (что-нибудь) не загорится. Свет символизирует высшее начало и является высшей силой природы, движущейся по прямой. В противоположность неподвижной тьме, образу смерти, ничто, свет есть образ жизни и ее щедрости, как и всего лучшего, что есть в человеке. Тьма, однообразная и гнетущая, внушает страх, но тот, кто прилагает усилия, находит дорогу к свету. Свет необходим жизни, рвущейся из погибельной тьмы, из рождающего и извергающего материнского лона, чтобы расти и двигаться. Нужно быть медлительным в темноте и стремительным при свете. Но это - о действиях, физическом движении. О мышлении говорится другое. Движение, деятельность мешают процессу мысли, разуму необходим покой тела, к чему вынуждает тьма. Свет в представлении народа связан с огнем, горение есть освобождение света из вещества, принесенного в жертву; он мгновенно уходит в небо; другие остатки: тепло, уходящее в воздух, и пепел, удобряющий землю. Насчитывается 7 видов света, в зависимости от источника: чыракъ жарыкъ (свет любого светильника), от жарыкъ (свет огня, костра и т. д.), элия жарыкъ (свет молнии), жулдуз жарыкъ (звездный), аи жарыкъ (лунный), кюн жарыкъ (солнечный), тейри жарыкъ (небесный свет). За пределами этих светов - нюр, сияние высшего мира. Существует поверье, согласно которому перед особо праведными людьми, когда они находятся в одиночестве, открываются небесные врата (тейри эшик), все небо становится зеленоватым, а на плечи праведника и его голову опускаются три звездочки. Какое бы желание он не загадал в эти краткие мгновения, оно непременно исполняется, - ему дано было видеть свет седьмого неба в его чистоте и великолепии. Видеть же сияние вышнего мира человеку при жизни невозможно, он его не выдержит. Но и в человеке присутствует Божий дух, и во всем его творении, в мире. Как и дух великого художника, скажем, присутствует в его картинах, излучаясь с них, освобождаясь от гнетущей материи (это и есть причина так называемой «музейной болезни», хорошо знакомой посетителям картинных галерей, когда после осмотра человека охватывает невыносимая усталость, следствие облучения; в этом же кроется объяснение «плачущих икон», источающих миро, благовонное масло). Творящий Дух Божий проявляет себя и в природе, в живых существах. Метафизические представления об «эфире» (долай) и «сиянии» (яюр), видимо, утрачены. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 668
|
|
Всего комментариев: 0 | |