Пятница, 19.04.2024, 05:27

Карачаевцы и балкарцы

Къызынг хоншу юйде джатмасын, джашынг базар хантны татмасын.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

18. Магъана - суть (смысл)
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Магъанагъа талпынмагъан Багъанагъа байланыр.
Юйню кючю - багъана,
Ойну кючю — магъана.
Магъанасын билмей, иш башлама.
Мыстысыз иш - ауана.
Тишлесенг — жашар ючюн,
Ишлесенг — бошар ючюн,
Тюшлесенг — солур ючюн,
Кючлесенг — болур ючюн.
Нек дей билген жол табар,
Билмеген эринин къабар.
Эшек сюйген — чыгъана,
Адам сюйген — магъана.

Кто не стремится к смыслу,
Придет к позорному столбу.
Дом крепок опорным столбом,
Дума — смыслом.
Не начинай труда, не зная его смысла.
Бессмысленный труд - только тень (труда).
Есть — чтобы жить,
Работать — чтобы завершить (ее),
Спать — чтобы отдохнуть,
Побеждать — чтобы быть.
Кто вопрошает: «Зачем?», тот найдет путь,
Кто не вопрошает — раскается.
Осел любит колючки,
Человек любит суть.

Давно было замечено, что в древних символах, в деталях орнаментов на изделиях мастеров так или иначе выражен (отображен) образ мышления народа. И, конечно, любой знак заключает в себе много смыслов. Одна из любимых деталей в тюркских орнаментах - круг с точкой посередине (о чем уже говорилось выше). Я не могу судить, насколько справедливо считать его символом образа мышления всех тюрков и есть ли таковой вообще, но в отношении карачаево-балкарцев это утверждение кажется мне правильным. Много лет приглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь в речь, рассуждения по разным поводам, споры карачаево-балкарцев, я пришел к выводу, что, начиная думать о чем-либо, они всегда стараются с ходу, сразу, нащупать самое главное, сердцевину, ядро, суть, и, если это удается, считают, что они уразумели, поняли, и лишь потом говорят о деталях. Если же нет, то оставляют вопрос открытым - пока не понимаем, может быть, поймем потом. И как бы кто красиво ни говорил, если в речи нет стремления дойти до сути проблемы или она не вскрыта, все это остается для типичного карачаево-балкарца сотря-санием воздуха, не более. Уловить самую суть или движение мысли к этой сути - вот что для него самое главное. Если кто-то скажет, что таково же стремление и представителей других народов, спорить не стану. Я говорю лишь о том, что карачаево-балкарец стремится найти суть не постепенно, не путем приближения, а сразу. И, может быть, это и есть одна из своеобразных черт его мышления и характера (об этом см. в нашей работе «Душа Балкарии»).

Показательно, что доминанта этического присутствует и здесь. По мнению творцов Кодекса, человек, не стремящийся постигнуть суть, смысл, закончит позором. Почему? Вероятно, логика такова: кто не стремится постигать суть жизни, учиться у нее, кто следует своим прихотям, тот непременно придет к позорному столбу. Смысл образует стержень, на котором держится вся дума, рассуждение, как старинный дом имел опорой центральный столб («столб» - багъана, «смысл» - магъана; отличие - одна буква, да и та в тюркских языках взаимозаменяема, М-Б). Путаницу и абсурд мышление карачаево-балкарца не переносит, не терпит. Ни в каком виде. Как и беседу ни о чем и обо всем (так называемую «светскую»), это для. пето ъущее тй&к&агдгае. Тйстгъ проблема или вопрос, или рассуждение. Надо найти их сердцевину, поставить границы и пределы, найти центр, ядро, идею {ёзек - букв, «самость»). Точку в круге.

Просмотров: 659 | Теги: 18. Магъана - суть (смысл)

Всего комментариев: 0
avatar