Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Магъанагъа талпынмагъан
Багъанагъа байланыр.
Юйню кючю - багъана, Ойну кючю — магъана. Магъанасын билмей, иш башлама. Мыстысыз иш - ауана. Тишлесенг — жашар ючюн, Ишлесенг — бошар ючюн, Тюшлесенг — солур ючюн, Кючлесенг — болур ючюн. Нек дей билген жол табар, Билмеген эринин къабар. Эшек сюйген — чыгъана, Адам сюйген — магъана. Кто не стремится к смыслу, Придет к позорному столбу. Дом крепок опорным столбом, Дума — смыслом. Не начинай труда, не зная его смысла. Бессмысленный труд - только тень (труда). Есть — чтобы жить, Работать — чтобы завершить (ее), Спать — чтобы отдохнуть, Побеждать — чтобы быть. Кто вопрошает: «Зачем?», тот найдет путь, Кто не вопрошает — раскается. Осел любит колючки, Человек любит суть. Давно было замечено, что в древних символах, в деталях орнаментов на изделиях мастеров так или иначе выражен (отображен) образ мышления народа. И, конечно, любой знак заключает в себе много смыслов. Одна из любимых деталей в тюркских орнаментах - круг с точкой посередине (о чем уже говорилось выше). Я не могу судить, насколько справедливо считать его символом образа мышления всех тюрков и есть ли таковой вообще, но в отношении карачаево-балкарцев это утверждение кажется мне правильным. Много лет приглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь в речь, рассуждения по разным поводам, споры карачаево-балкарцев, я пришел к выводу, что, начиная думать о чем-либо, они всегда стараются с ходу, сразу, нащупать самое главное, сердцевину, ядро, суть, и, если это удается, считают, что они уразумели, поняли, и лишь потом говорят о деталях. Если же нет, то оставляют вопрос открытым - пока не понимаем, может быть, поймем потом. И как бы кто красиво ни говорил, если в речи нет стремления дойти до сути проблемы или она не вскрыта, все это остается для типичного карачаево-балкарца сотря-санием воздуха, не более. Уловить самую суть или движение мысли к этой сути - вот что для него самое главное. Если кто-то скажет, что таково же стремление и представителей других народов, спорить не стану. Я говорю лишь о том, что карачаево-балкарец стремится найти суть не постепенно, не путем приближения, а сразу. И, может быть, это и есть одна из своеобразных черт его мышления и характера (об этом см. в нашей работе «Душа Балкарии»). Показательно, что доминанта этического присутствует и здесь. По мнению творцов Кодекса, человек, не стремящийся постигнуть суть, смысл, закончит позором. Почему? Вероятно, логика такова: кто не стремится постигать суть жизни, учиться у нее, кто следует своим прихотям, тот непременно придет к позорному столбу. Смысл образует стержень, на котором держится вся дума, рассуждение, как старинный дом имел опорой центральный столб («столб» - багъана, «смысл» - магъана; отличие - одна буква, да и та в тюркских языках взаимозаменяема, М-Б). Путаницу и абсурд мышление карачаево-балкарца не переносит, не терпит. Ни в каком виде. Как и беседу ни о чем и обо всем (так называемую «светскую»), это для. пето ъущее тй&к&агдгае. Тйстгъ проблема или вопрос, или рассуждение. Надо найти их сердцевину, поставить границы и пределы, найти центр, ядро, идею {ёзек - букв, «самость»). Точку в круге. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (02.04.2014)
|
Просмотров: 722
|
|
Всего комментариев: 0 | |