Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Сууаплыкъда марда жокъ.
Сууап жети атадан жетер. Сууап ал да, суугъа ат — Халкъ кермесе да, балыкъ кёрюр. Жюрегингде къууат болса, Бергенингде сууап болур. Жан аурутуп болушсанг — керти сууап алырса, Сансыз этип болушсанг — жарты сууап алырса. Ёксюзню къууандырсанг — Андан уллу сууап жокъ. Осалны болушлугъу — ёнкюч. Сууапланы Аллах чегер. Адам игиликни да, аманлыкъны да кесине этеди. В творении блага меры нет. Благодеяние дойдет и через семь поколении. Соверши благодеяние и брось его в воду - Не народ увидит, так рыба. Если в твоем сердце есть радость, В твоем даянии будет благо. Поможешь сострадая — зачтется как истинное благо, Поможешь равнодушно — зачтется половина. Нет благодеяния большего, Чем порадовать сироту. Помощь плохого человека - заем. Благодеяния взвесит Аллах (но не человек). Человек творит и добро, и зло самому себе. Характер, вера и помыслы, если они чисты, подвигают человека на творение блага - того, в чем меры быть не может. Нельзя сказать: «Я совершил достаточно много добрых дел, с меня достаточно». Считается грехом помочь ближнему, а потом напомнить ему об этом, признавая, что это было не благодеяние, что вы ждали возвращения долга. Поэтому нет большего блага, чем помощь тому, кто ни отплатить вам тем же не сможет, и кому напоминать об этом язык не повернется (например, сироте). Но если вы совершаете добро без радости, вынужденно, то это уже и не добро и не благо, поскольку вы страдаете и, внося в свою помощь это страдание, обесцениваете ее. Поэтому творить благо можно только с радостью на сердце, но и не равнодушно - это все равно, что бросить кость собаке. Нельзя пытаться определить меру добра - это может делать только Бог. Но оно непременно возвращается к вам или к вашим потомкам, как и зло, о чем и говорится в последнем, очень важном афоризме (одном из самых частых в устной речи), в котором высказано народное убеждение. Бог знает, что человек совершил, и все это ему зачитывается, в нем остается и передается его потомкам - поэтому все, что он делает, -делает себе. Как грех связан в народно-этимологическом толковании с огнем, жжением крови, так и благодеяние связано с водой (суу), прохладительным питьем (су у сап). Дать жаждущему человеку чашку воды -самое меньшее благо, которое можно оказать ближнему. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (02.04.2014)
|
Просмотров: 736
|
|
Всего комментариев: 0 | |