Среда, 24.04.2024, 03:11

Карачаевцы и балкарцы

Сыннган къошун саў болмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

15. Гюнях - грех
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

I.Билим - знание
Къагъанакъ да — гюнях жюклю.
Атасыны терслиги — баласыны къанында.
Гюняхларым азды деме,
Сууапларым кёпдю деме.
Билмей этсенг — бир гюнях,
Билип этсенг — минг гюнях.
Аллахны танымагъан
Гюняхны да танымаз.
Гюнях ёлтюре бара,
Сууап кётюре бара.
Уллу гюнях жаханимге жол ачар.

Даже младенец нагружен грехами (отцов).
Вина отца — в крови его детей.
Не говори, что у тебя мало грехов,
Не говори, что у тебя много благодеяний.
Согрешить по незнанию — это один грех,
Согрешить, зная, — тысяча грехов.
Не признающий Аллаха
Не признает и грех.
Грех понемногу убивает,
Благодеяние понемногу возвышает.
Великий грех открывает дорогу в ад.

Некоторые мыслители считали, что человек от рождения невинен и чист, подобен чистой доске, «табула раса», на которой воспитание может начертать какой угодно узор. Другие отрицали это, полагая, что человек от рождения наделен задатками и характером, а воспитание может лишь несколько исправить или исказить, или подавить, или развить их. Конечно, только второй взгляд верен и верно отражает воззрение и опыт народа. Человек мог быть абсолютно чистым от рождения, если бы у него не было родителей (как у Адама и Евы). Но он есть звено в цепи поколений и наследует от предков судьбу. И слава Богу, что это так. Если бы можно было воспитать человека каким заблагорассудится, власть предержащие давно уже претворили бы в жизнь свою вековечную мечту и сделали бы из подданных послушные живые орудия, роботов. Человек может изменить себя только сам.

Но почему в одном это желание есть, а в другом его нет? Потому что род, к которому принадлежит один человек, не превзошел еще меру грехов, и для него остается возможность спасения, а для другого, утонувшего в них, такой возможности уже нет, поздно - такого желания в нем даже не появится, а все, что он слышит о Боге и загробной жизни, чистом и нечистом, вере и нравственности и т. д., кажется ему только пустыми разговорами. Неверие в Бога есть вид безумия, сумасшествия, о чем ясно сказано в Священных Писаниях.

Мы уже говорили о народной вере в воздаяние и наказание потомков за грехи отцов. Считалось, что грехи и добродетели предков передаются с кровью, которая отождествлялась с душой (или считалась ее носительницей). Великое многообразие дел, которые можно считать грешными, разумеется, перечислять никто не пытался. Но индикатором, чутко реагирующим на них, считается совесть - голос духа, частицы Бога, дарованной человеку. Человеку не дано исчислить ни свои грехи, ни свои благодеяния, он может только стремиться к тому, чтобы воздержаться от первых и сотворить побольше добра. Но делать грех сознательно - значит многократно увеличивать свою вину. Стыд, который дух человека испытывает после этого, - вот еще один признак неверного слова или дела. Стыд - реакция духа, когда он терпит поражение в борьбе с искушением. И главный стыд - не перед людьми, а перед Богом, и если человеку он неведом, то никакого греха он бояться не будет. Сам же грех определяется в Кодексе как то, что ведет человека к погибели, вниз, во тьму, в отличие от благодеяния.

Великих грехов (уллу гюняхла) - семь: богохульство, грабеж, насилие (над женщиной), воровство, лжесвидетельство, измена (предательство), убийство (невинного человека).

Слово гюнях (считается иранизмом), возможно, от кююн ах - «сгорание души, сгорающая душа». Обратное чтение дает Хан ююк, къан ююк - «паление, жжение крови» (т. е. души).

Просмотров: 565 | Теги: 15. Гюнях - грех

Всего комментариев: 0
avatar