Четверг, 28.03.2024, 11:43

Карачаевцы и балкарцы

Кесини ачысы болмагъан биреўню ачысын билмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть Первая. ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ. Глава III. ИСЛАМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ (IХ-НАЧ.ХII ВВ.)
Часть Первая
ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ
Глава III. ИСЛАМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ (IХ-НАЧ.ХII ВВ.)
3.2.«Сельджукидский импульс» (XI-НАЧ.XIII ВВ.)

Нами отмечено, что к концу Х века усилилось влияние мусульманского Восточного Кавказа (Ширвана) на прилегающие с севера территории. Ширваншахи укреплялись не только в Дагестане (занятие Дербента в 988 г.), но и оказались способными воздействовать на события даже в Нижнем Поволжье (помощь жителям Итиля). Естественно усиление исламского влияния на Северном Кавказе встречало активное противодействие византийской дипломатии. Последняя, по старой привычке «загребать жар чужими руками», опиралась на единоверных правителей из Грузии и Руси, а также северокавказских фигурантов (Алания, Сарир и др.).

Северокавказцы, как ранее и хазары, использовались Константинополем для отвлечения натиска мусульманских соседей на Византию. Поэтому аланы нередко вовлекались в агрессивные акции против мусульманских областей Кавказа. Тот же Ширван в 1032 г. (423 г.х.) подвергся нападению аланов и сарирцев (по другим данным – русов), которыми временно была захвачена ширванская столица г.Язидийа (предположительно совр. г.Шемаха175Аликберов А.К. Указ. раб., С.88), где за 10 дней грабежа было убито более 10 тыс.чел. жителей. Нагрузившись добычей, участники разбойного набега возвращались обратно, но по дороге были наголову разгромлены войском дагестанских мусульман, которым командовал дербентский эмир Мансур б. Маймун б. Ахмад. Аланский государь тогда спасся от гибели и в следующем году (424 г.х.) попытался было отомстить дербентцам, но был вторично разбит. После этого «притязания неверных на эти исламские области были прекращены»176Алемань, Агусти. Указ. раб., С.357-358.

Когда атаки византийских сателлитов на Восточный Кавказ были отбиты, вектор набегов направился на Южный Кавказ, а именно – на Арран (Кавказская Албания). По призыву грузинского царя, в 1062 г. (454 г.х.) аланы прошли через Аланские ворота (Баб ал-Лан), и совершили рейд во владения Абу'ль-Асвара – из династии Шаддадидов союзника сельджукидского султана Алп-Арслана. Они «убили… много людей», угнав в плен свыше 20 тыс. чел.

В 1064 г. (456 г.х.) аланы «захватили много исламских земель», видимо, во владениях тех же Шаддадидов.

В октябре 1065 г. (457 г.х.), пройдя через Дарьял, большой отряд аланов (в союзе с грузинами) еще раз вторгся во владения Шаддадидов. Пользуясь тем, что Абу'ль-Асвар распустил свои отряды и, не встречая сопротивления, нападающие – убивая жителей и грабя равнины и горную местность – дошли до шаддадидской столицы г.Гянджи, г.Бардаа и др. При этом «они взяли огромное число пленников.., как мусульман, так и их (армян-христиан) союзников».

Все эти агрессивные рейды вызвали ответную военную кампанию могущественных Сельджукидов против зачинщика агрессии – грузинского царя Баграта IV (1067 г.)177Там же.

Рис.8 Основные ветви Великого Шелкового пути
(Ист.: Жур. «Наука и жизнь», М.,1999. №9, С.120)

Одновременно укрепились позиции сельджуков на Восточном Кавказе, где они заняли Дербент с округой (1067 г.), превратившийся «в военно-политический аванпост Сельджукской империи на Кавказе»178Шихалиев Ш.Ш. Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв. //Ислам на Юге России. – Астрахань.2007. - С.113, 114.

В этой империи сложилась передовая для своего времени, блестящая культура, которая является предметом тысяч научных работ, к которым мы и отсылаем наших особо любознательных читателей. Здесь же мы хотели бы подчеркнуть, что культура державы Сельджукидов оказывала благотворное влияние и на сопредельные регионы. С сельжукидского юга на Северный Кавказ шли веяния мусульманской культуры, касающиеся различных сфер – от ремесленного производства до письменности. Это касается и населения Алании, которая давно была связана с разными дагестанскими княжествами.

С последней трети XI в. активизировалась деятельность мусульманских проповедников на Северном Кавказе, в дальнейшей исламизации которого «значительную роль сыграли тюрки-сельджуки»179Шихалиев Ш.Ш. Указ. раб., С.113, 114. Ссылаясь на разнообразные источники, этнограф Н.Г.Волкова пишет, что ислам в Центральном Предкавказье, видимо, был известен еще в XI в.180Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.58, т.е. именно тогда, когда возник «сельджукский фактор».

Важный для нас источник домонгольского времени – персидская рукопись «Чудеса мира» (Аджаиб ад-дунйа), датируемый кон.XII – нач. XIII вв., прямо гласит, что «Аланийа – город между Абхазом и степями кипчаков, в нем много мусульман»181Малахов С.Н. Алано-византийские заметки, С.154 (по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»). – М., 1993). Очевидно, здесь речь идет не о «городе», а о стране алан, действительно располагавшейся в регионе, указанном летописью.

Упоминавшаяся вовлеченность аланских правителей в те или иные конфликты с мусульманскими государствами не препятствовала существованию в Алании мусульманской общины (то же самое было, как мы знаем, и в Хазарии). Связи алан с более развитым – и, стало быть, привлекательным – исламским Востоком неизменно возобновлялись. Даже родичи аланских царей – православные Багратиды не только вступали в союз, но и роднились с мусульманскими владетелями. Так, зятем (мужем дочери) грузинского царя Дмитрия был дербентский эмир Абу-ль-Музаффар (XII в.)182Аликберов А.К. Эпоха классического ислама.., С.80, 225, дочь царицы Русудан – Тамар стала женой сельджукского султана Рукнаддина.

В том же XII в. аланские владетели вступали в союзы, где участвовали и мусульманские фигуранты. Так поступил, например, аланский царь Росмик (видимо, искаж. от Урусмек/Урусбек, ср. имена нартов: осет. Урузмаг, кар.-балк. Örüzmek), носивший византийский титул эксусиократор Алании. В «Алексиаде» Анны Комниной освещается сражение между войсками норманнов вторгшихся в 1107-1108 гг. в Византию, и армией провизантийской коалиции. В последнюю входили войска византийского стратига Кантакузина. отряды печенегов, аланские отряды во главе с Росмиком и мусульманские отряды тюрков-сельджуков183Алемань, Агусти. Указ. раб., С.282.

В данной связи обращают на себя внимание нумизматические находки XII века из султанатов сирийских и иракских Сельджукидов, найденные на Центральном Кавказе, в т.ч. медные монеты атабека Нусрат ад-Дина Джахан-Пахлавана из дома Ильдегизидов и атабека Санджар-шаха ибн Гази из дома Зенгидов.

Связи алан с сельджукидскими государями, судя по всему, продолжались и в последующее столетие. Не случайно в коалиционном войске, которое сельджукидские «султаны Рума, Сирии, Армении и всего этого края» собрали против хорезмшаха Джалаладдина в 1227/8 г. (625 г.х.), участвовали и аланы – наряду с картвелами (грузинами, сванами, чанами), абхазами, кипчаками, дагестанцами (из Сарира, Лакза) – фигурируют (Джувейни)184Алемань, Агусти. Указ. раб., С.475.

Сохранялись материальные свидетельства связей алан с исламским миром в сельджукидское время. Почти сто лет назад, еще в царское время у станицы Змейская на территории Северной Осетии был выявлен аланский катакомбный могильник. Его исследование археологи продолжили в 1950-е гг. В одном из здешних захоронений, а конкретно – в катакомбе №14) была найдена шелковая ткань с вышитой на ней арабской куфической надписью. По палеографическим признакам она был датирована востоковедами В.А.Крачковской и Л.Т.Гюзальяном самым началом XII в.185Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. МИА №106. – М.: Изд-во АН СССР,1962. – С.26 Кроме того, в катакомбе №23 найдена цветная сирийская ваза из стекла186Там же, С.41.

Добавим, что в Змейском выявлен аланский мусульманский могильник XIII- XIV вв.187Нарожный Е.И. Средневековые кочевники.., С.18. См. также: Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII- XIV вв. //Историко-филологический архив. Вып.1. Владикавказ,2004. С.22-24.

Исламские проповедники с сельджукидского юга проникали и к степным племенам, обитавшим на Северном Кавказе и в соседних с нм регионах. Здесь после каганата обитали многие народы огузы (печенеги, «черные клобуки», берендеи русских летописей, гузы), половцы (кипчаки, куманы), алано-асские племена. Практически у всех этих народов исламизация имела место до монголов.

После распада каганата жившие на его территории алано-асы из числа мусульман расселились в единоверной Волжской Болгарии (на севере) и единоплеменном Аланском царстве (на юге). Согласно Абу Хамид аль-Гарнати (XII в.), в стране башкир /Bashghird/ существовало две группы мусульман – «потомки народов Запада» ("awlad al Maghariba") и «потомки Хорезмийцев» ("awlad al-Khwarazmiyyin")188http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt. Под последними очевидно разумели вчерашних арсиев, т.е. мусульман алан-асов, мигрировавших из Хорезма и некогда составлявших опору хазарских царей.

С алано-аскими племенами ислам достиг и Венгрии, куда откочевала часть куманского и асского населения. Как сообщал венгерский ученый Ерней, после победы Святослава над булгарами в 969 году из Булгара в Венгрию переселились «мусульмане, их называли ясами»189Закиев М. Татары: Проблемы истории и языка. /Сборник статей по проблемам лингвои-стории; возрождения и развития татарской нации/. - Казань, 1995. – С.38-57 (Ссылка: Шпи-левский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. — Казань, 1877. – С.105). Иными словами, речь идет о миграции на запад асов-мусульман.

Согласно венгерской летописи "Anonymi gesta Hungarorum", составленной в 1196-1203 гг., в правление князя Taksony (955-972) в Венгрию прибыла группа «измаильтян» (Ishmaelites), т.е. мусульман, из terra Bular (Булгария) под руководством полулегендарных царей Billa и Bocsu190http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt.

Абу Хамид аль-Гарнати проживал в Венгрии в 1150-1153 гг. и проповедовал ислам среди тамошних кочевников (в их числе были асы), которые «в значительной части» были исламизированы и «составляли важнейшую ударную силу в руках венгерских королей». По утверждению этого путешественника, у венгерских тюрков «больше 10 000 мест, где в пятницу произносят хутбу явно и тайно»191Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru.

В XI веке мы видим исламских проповедников и у печенегов. После 400-го года хиджры (ок. 1009 г.), пишет ал-Бакри, «случился у них пленный из мусульман, ученый богослов, который и объяснил ислам некоторым из них, вследствие чего те и приняли его. И намерения их были искренни, и стала распространяться между ними пропаганда ислама». Часть печенегов отвергли ислам и «дело кончилось войной» между двумя печенежскими группировками. «Бог же дал победу мусульманам, - сообщает летописец, - хотя их было только 12 000, а неверных вдвое больше». Оставшаяся в живых часть побежденных приняла ислам. «И все они теперь мусульмане и у них есть ученые и законоведы, и чтецы Корана», гласит летопись192Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.:Изд-во МГУ.1965. – С.201 (ист.: А.Куник, В. Розен. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах, ч. I СПб., 1878, стр. 58 60), хотя, конечно, это не касается всего обширного массива печенежских племен.

Добавим, что имело место соприкосновение печенегов с алано-асским населением, о чем свидетельствует наличие «печенежского следа» в карачаево-балкарской и осетинской культуре (нартский антропоним «Бадзанаг» у осетин, топоним «Бызынгы» у балкарцев и др. связываются именно с печенегами).

В домонгольское время известно ислам проник и к другим соседям алано-асских племен – куманов (половцев)193Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа // Сборник музея антропологии и этнографии. Выпуск XXXIV. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа. Средней Азии и Казахстана. – Ленинград: "Наука", 1978. – С.86, причем истоки исламизации шли с Южного Кавказа194Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003.. Свидетельством тому выступают каменные и кирпичные усыпальницы (кезене), которые у половцев в XIII веке фиксирует Гильом Рубрук. Куманы, пишет он, «строят также для богачей пирамиды, то есть остроконечные домики и кое-где … большие башни из кирпичей, кое-где каменные дома, хотя камней там не находится»195Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957, стр. 169-173. Как видим, уже тогда обращается внимание на то, что такие постройки не соответствовали исконной архитектурной традиции этого кочевого народа, который не знал каменного зодчества. Справедливо полагать, что навыки ремесла каменщиков были привнесены оттуда, где усыпальницы такого рода строились уже не первый век.

Можно привести и описание г.Саксина у аль-Гарнати (XII в.): «На огромной реке в стране хазар находится город Саксин, в котором живут хазары и гузы... И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары… А в середине города живет эмир жителей Булгара, у которых тоже есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгары. И есть еще другая соборная мечеть, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна»196Агаев Анвер. Древние и могучие корни Ислама в России. Саксин – город-государство //www.islam.ru/pressclub/histori/dremok/.

Мусульмане-«сарацины» (Saracens) в дунайской Болгарии упоминаются папой римским Николаем в 866 г.197http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt По-видимому, эта группа болгар появились на Балканах с востока, со стороны Великой Степи и, в особенности, Поволжья, которые были ареалом распространения исламской культуры. Иного вряд ли могло быть, поскольку в дунайскую Болгарию ислам не мог попасть ни с Юга (Византия), ни тем более – с Запада, где также утверждалось христианство. У волжско-камских болгар, ислам, как уже отмечалось, являлся государственной религией.

Племена бывшего каганата и после его падения продолжали поддерживать связи с мусульманским Востоком. Тот же аль-Гарнати, бывший на Восточном Кавказе и около 20 лет живший на территории исторической Хазарии, в городе Саксин (предположительно, бывший г.Итиль), пишет, что три раза плавал с Нижнего Поволжья в Хорезм198Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru; Заходер Б.Н. Каспийский свод….

После первого похода монголов и их ухода с Северного Кавказа (нач. 1220-х гг.) связи Алании с Южным Кавказом, включая мусульманские регионы, судя по всему, восстановились. На это косвенно указывают находки на Северном Кавказе:

  • монет хорезмшаха Джалаледдина, грузинских монет чекана царицы Русудан (Дербент, Кубань, Азов, Ингушетия, Северная Осетия);
  • фрагментов поливной керамики и деталей архитектурного декора, считающихся артефактами "северовосточно-азербайджанского" происхождения (Майртуп, Курчалой, Верхний Джулат), аналогии которым из Азербайджана датируются ХII- ХIII вв.

Все это вместе позволяет современным исследователям говорить «о возрождении торгово-экономических (и иных) взаимоотношений с Закавказьем, продолжавшихся вплоть до второго нашествия Чингизидов» в конце 1230-х гг.199Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия //Автореф. диссертации... доктора исторических наук. – Владикавказ, 2010

Как видим, в ХI- нач. ХIIII в. на территории Центрального Кавказа функционировали мусульманские общины, шли процессы освоения достижений культуры соседних исламских народов и стран…


Примечания.
175 [↑ назад]Аликберов А.К. Указ. раб., С.88
176 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.357-358
177 [↑ назад]Там же
178 [↑ назад]Шихалиев Ш.Ш. Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв. //Ислам на Юге России. – Астрахань.2007. - С.113, 114
179 [↑ назад]Шихалиев Ш.Ш. Указ. раб., С.113, 114
180 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.58
181 [↑ назад]Малахов С.Н. Алано-византийские заметки, С.154 (по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»). – М., 1993)
182 [↑ назад]Аликберов А.К. Эпоха классического ислама.., С.80, 225
183 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.282
184 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.475
185 [↑ назад]Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. МИА №106. – М.: Изд-во АН СССР,1962. – С.26
186 [↑ назад]Там же, С.41
187 [↑ назад]Нарожный Е.И. Средневековые кочевники.., С.18. См. также: Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII- XIV вв. //Историко-филологический архив. Вып.1. Владикавказ,2004. С.22-24.
188 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
189 [↑ назад]Закиев М. Татары: Проблемы истории и языка. /Сборник статей по проблемам лингвои-стории; возрождения и развития татарской нации/. - Казань, 1995. – С.38-57 (Ссылка: Шпи-левский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. — Казань, 1877. – С.105)
190 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
191 [↑ назад]Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru
192 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.:Изд-во МГУ.1965. – С.201 (ист.: А.Куник, В. Розен. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах, ч. I СПб., 1878, стр. 58 60)
193 [↑ назад]Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа // Сборник музея антропологии и этногра-фии. Выпуск XXXIV. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа. Средней Азии и Казахстана. – Ленинград: "Наука", 1978. – С.86
194 [↑ назад]Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003.
195 [↑ назад]Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957, стр. 169-173
196 [↑ назад]Агаев Анвер. Древние и могучие корни Ислама в России. Саксин – город-государство //www.islam.ru/pressclub/histori/dremok/
197 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
198 [↑ назад]Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru; Заходер Б.Н. Каспийский свод…
199 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия //Автореф. диссертации... доктора исторических наук. – Владикавказ, 2010