Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"
Часть Первая ПЯТЬ ВЕКОВ ПРИОБЩЕНИЯ Глава III. ИСЛАМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ (IХ-НАЧ.ХII ВВ.) |
Окончание 150-летнего арабо-хазарского противоборства совпало с началом фактического распада Халифата, периферийные регионы которого стали оформляться в самостоятельные государственные образования. Ослабление арабского натиска позволило Хазарии включить в орбиту своего политического влияния основную часть Алании, находившейся «в лоне Хазарского каганата»125Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: «Ир», 1984. – С.108, южная граница которого одно время проходила «по Кавказскому хребту»126Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. – С.106. По этой естественной причине с рубежа VIII-IX в. история ислама у алан неразрывно связана с историей ислама в каганате, поэтому данный период исламизации алан и других народов каганата мы условно называем «хазарским».
Мусульманское влияние на Хазарию тесным образом связано была с эконо-мической (торговой) экспансией южных, более развитых в то время стран. «…Со второй половины VIII в., - отмечает А.П.Новосельцев, - начинает развиваться торговля мусульманских стран с Восточной Европой, а через нее и с Западной». Развитие экономических связей естественным образом «вело к смяг-чению политических противоречий и сокращению числа военных конфликтов». Поскольку от аббасидского Халифата отпал омейядский эмират на Пиренеях, а Средиземное море не было безопасным для купцов, торговля исламских стран Передней Азии с Европой «должна была идти иными путями». Осложнение хазаро-византийских отношений к концу VIII в. было на руку арабам, для кото-рых Византия оставалась стратегическим противником. «Все это толкало му-сульманских купцов на торговлю через хазарские владения, а хазарские власти – на поиски путей для усиления своего контроля над торговыми артериями Восточной Европы». Здесь «такими артериями были реки», поэтому «сами куп-цы превращались в тех условиях в мореходов». Каганат не был заинтересован «в допуске мусульманских купцов на просторы Восточной Европы, но сами хазары мореходами не были» и «единственное, что они могли осуществить и что сделали, – продвинуть свое господство (и влияние) как можно дальше в глубь восточноевропейских территорий лесостепной и лесной полос, богатых той са-мой пушниной, которая пользовалась все большим спросом в мусульманских странах» (А.П.Новосельцев).
По просторам Черноморско-Каспийского междуморья проходили северные маршруты Великого шелкового пути (ВШП), которые возникли еще в VI в. /Рис.8/ В хазарское время по ним продолжали перемещаться торговые карава-ны, часть которых шла по территории Алании. Выделяется два основных мар-шрута северокавказского направления ВШП по аланской территории, один из которых – «Дорога мисимиан», вел примерно по таким точкам: низовья Волги (центр Хазарии) – Калмыцкие степи – оз.Маныч – долина р.Калаус – Кисловод-ская котловина. Отсюда одна ветвь маршрута шла на юго-восток, к Дарьяль-скому (Аланскому) проходу и далее в южнокавказские владения Халифата. Другая ветвь из Кисловодской котловины вела на юго-запад; перевал Гумбаши – Маринское ущелье – долина Теберды – Клухорский перевал – «земля миси-миан» – долина Цебельда /ущелье р.Кодора/ – Севастополис /Сухум/. Второй маршрут – Даринский, как считается, проходил западнее предыдущего, и вел к тому же порту Севастополис через группу перевалов у истоков р.Большой Лабы (Санчаро, Адзапш и др.)127Подробнее см.: Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды. – Владикавказ, 1993. – С.23,24,26,46,47; Мастыкова А.В. К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй половины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)// Историко-археологический альманах. – Армавир-Москва,1997. – вып. 3. – С.85-86.
Исследователями отмечается, что на протяжении всего своего, почти 1000-летнего существования «Великий Шелковый Путь был предметом соперничества ряда держав за контроль над этой международной и такой доходной для любого государства магистралью»128Мастыкова А.В. К изучению роли., С.85.
Контакты и многолетние связи с культурными выходцами из наиболее передовых, цивилизованных стран тогдашней ойкумены позволяли жителями каганата знакомиться с исламом и приобщаться к нему. Конечно, мусульманство находило отклик не только у торгового сословия, но и среди других прослоек населения Хазарской империи (включая и алан), в т.ч. и «среди ее полукочевой полуфеодальной знати, жизненному укладу которой оно больше соответствует, чем христианство и иудаизм»129Артамонов М.И. Указ. раб., С.64.
Хотя в начале 800-х гг. хазарские цари (не путать с хазарскими каганами-тенгрианцами) приняли иудейскую веру130Там же, С.381, им не удалось «сделать иудейство государственной религией хазар» по разным причинам, в том числе – и из-за сильного противодействия «мусульман, занимавших к тому же важные экономические и политические посты в стране» (т.е. части элиты). Так сложилась мусульманская партия правящего класса империи, поддерживавшаяся авторитетом одной из наиболее мощных империй того времени Арабского халифата131Там же, С.449, 561.
Не исключено, что первые попытки исламизации населения Хазарии предпринимались еще в IX в. С этим можно соотнести отрывочный рассказ Мукаддаси, который сообщает, что халиф Ма'мун (813-833) совершил поход на хазар из Джурджании (Ургенча), завладел ими, обратил их в ислам132Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе // http://www.kulichki.com/~gumilev/Rest/rest0104.htm.
«Благоприятным фактором для укрепления ислама в каганате, - пишет С.Ф.Фаизов, - стало переселение в его города большой общины хорезмийцев из Средней Азии. В столице империи ими были возведены мечети и медресе». Ис-следователь приводит сообщение аль-Масуди о том, что минарет столичной соборной мечети высотой превосходил находившийся поблизости дворец кага-на. «По договору хорезмийцев с правителем хазаров влиятельнейший пост ко-мандующего мусульманской армией империи был навсегда закреплен за пред-ставителями общины "арсия", как называли выходцев из Хорезма»133Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999.
Мусульманином являлся первый министр (араб. вазир) каганата, т.е. глава хазарского правительства. Именно об этом пишет Аль-Масуди, когда сообщает, что в числе выдвинутых хазарскому царю (и принятых им) условий со стороны его мусульманских гвардейцев-арсиев, было то, «чтобы за ними сохранялась должность царского вазира (визарат аль-малик)». При аль-Масуди этот пост занимал мусульманин Ахмад б. Куйа134Алемань, Агусти. Указ. раб., С.348-349 (или Ахмад б. Кувейх). Таким образом, в Хазарии сложилась уникальная форма правления, когда страной управляли каган-тенгрианец, царь – иудей, первый министр – мусульманин.
«Царь их – иудей, - сообщает Истахри, - говорят, что свита его составляет приблизительно четыре тысячи мужей. Хазары – мусульмане, христиане и идо-лопоклонники; наименьший раздел их – иудеи, а наибольший – мусульмане и христиане, только вот царь и приближенные его – иудеи».
Видимо, не без усилий мусульманской партии к халифу был направлен хаза-рин-мусульманин Абдуллах сын Башту, выступивший послом от волжско-булгарского царя (май 921 г.). Результатом посольства, как известно, стало принятие волжско-камскими булгарами ислама в качестве государственной ре-лигии (16 мая 922 г.)135Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. Пер. и комм. И.Ю.Крачковкого //На стыке континентов и цивилизаций. – М.:Инсан,1996. - С.12, 29-31, 71.
В персидской географии «Худуд ал-Алам» (982 г.) приводится «Рассказ о стране буртасов (Burtas)», о которой сообщается, что её «народ – мусульмане»136http://odnapl1yazyk.narod.ru/bulkar.htm. Видимо, на этой основе «народом, первым избравшим ислам своей религией» на волжском Правобережье еще не позднее IX века часть авторов считает буртасов, страну которых хазары называли «Асия». Она располагалась между Хазарией и Волжской Булгарией и на нее распространялась власть хазарского кагана137Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999. По всей видимости, речь идет об одном из племенных объединений асского этнического массива бассейна Волги. Так, лингвист проф.И.Г. Добродомов полагает, что буртасы – лесостепные асы138Добродомов И. Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя – этнос – история. – М., 1989 и связывает с ними соответствующую топонимику. В частности название реки Оскол он объясняет так: «Наиболее удовлетворительной представляется этимология этого названия на основе этнического названия аланов (ясов) ас и тюркского названия реки, долины кол: «ас» + «кол» со значением «река алан, ясов»139Там же, С.154-155…
Так создавалась «Исламская дуга», протянувшаяся с севера (Волжская Болгария, «Асия») на юго-восток (Хорезм) и далее на юго-запад (княжества северного Ирана, Азербайджана, Дагестана), ставшая геополитическим буфером между Европой и Азией. При благополучном стечении обстоятельств в этой «дуге» могла занять место и Хазария, где ислам наращивал свои позиции гораздо сильнее и динамичнее других «авраамических религий». Он уверенно проникал и в среду каганского рода. По словам Истахри, у хазар каганом может быть избран любой человек, принадлежащий к определенному роду, если даже у него нет никакого положения и достояния. Так, «на базаре в Итиле был юноша, тор-говавший хлебом; этот юноша по смерти правившего кагана сам чуть не стал каганом, так как никого не было более достойного. Помешало ему лишь одно: юноша был мусульманином» (Б.Н.Заходер).
По данным Ибн Фадлана (922 г.), в Хазарии «главным над мусульманами» в его пору являлся «муж из числа приближенных отроков хакана», который носит титул хаз. «Он сам мусульманин и судебная власть над мусульманами страны хазар и временно пребывающими там по торговым делам отдана этому отроку-мусульманину.., все дела рассматривает и совершает суд над ними только он один»140Путешествие Ибн Фадлана, С.47.
Аль-Масуди указывает на то, что судебную власть над мусульманами Хазарии осуществляют судьи. Он же (да и не только он) сообщает, что в Итиле имелось семь судей (по 2 для мусульман, христиан, иудеев и 1 – для язычников), которые судили единоверцев согласно установкам свой религии141Артамонов М.И. Указ. раб., С.535-538, 560 (аль-Масуди, Ибн Хаукаль и др.). Напомним, что судебную власть по шариату осуществляет кадий и очевидно, что о двух кадиях хазарских мусульман и идет речь в упомянутых сведениях историков той поры.
Тот же источник отмечает и любопытный момент: «Когда же случается великая тяжба, о которой они (судьи) понятия не имеют, то они собираются к мусульманским судьям, доносят им об этом и покоряются решению, необходимому по закону ислама». Видимо, речь идет о медиаторской роли мусульманских судей.
Мусульмане проживали в обеих частях города Итиль, который располагался по двум берегам р.Волги. В западной, административной части хазарской столицы дислоцировалась мусульманская гвардия хазарского царя, а в восточной, торговой (называлась Хазаран), – купцы, священнослужители, учителя. В Хазаране (большинство – мусульмане) действовала не только соборная мечеть с минаретом, превышающим царский дворец, но и порядка 30 квартальных мечетей142Там же, С.535-538.
Источники указывают на наличие мусульманских общин не только в поволжских областях Хазарии, но и в её северокавказских районах: о большом числе мусульман-купцов в Семендере (Ибн Хаукал), о мусульманах и мечетях города Семендера, о жителях области Сарир, которые по пятницам ходят молиться в мечеть143Заходер Б.Н. Указ. раб..
Со стороны хазарского правительства антимусульманских эксцессов практически не происходило, если не считать эпизода 922/3 г. (310 г.х.). Тогда, в ответ на разрушение синагоги где-то в местности Дар аль-Бабунадж, предположительно в Иране, иудейский царь Хазарии приказал разрушить минарет в г.Итиле, казнил муэдзинов и заявил: «Если бы я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть»144Путешествие Ибн Фадлана.., С.47; Артамонов М.И. Указ. раб., С.501-502. Но это был из ряда вон выходящий случай и, судя по источникам, не имел рецидивов. Да и иметь вряд ли мог, ибо неизбежно навлек бы опасный для царя гнев собственной могущественной мусульманской гвардии.
Мусульманская партия каганата опиралась на правоверных алано-асских воинов, из которых состояла основная масса мусульманской гвардии хазарского царя. Как пишет аль-Масуди (ум.957), в каганате «преобладают мусульмане», из коих «состоит царское войско (джунд аль-малик)», разумея не численное, а военное, силовое преобладание. Эти правоверные воины царского войска, были известны под названием арсии (al-Arsiyah), которые «происходят из окрестностей Хорезма, откуда прибыли вскоре после возникно вения ислама, бежав от голода и чумы, которая опустошила их страну». Летописец сообщает, что из числа арсиев около 7000 «являются конны ми лучниками царя.., едут с ца рем... вооруженные луками», в латах, шлемах и кольчугах; кроме того «сре ди них есть также копейщики, вооруженные, как обычно у мусульман»145Алемань, Агусти. Указ. раб., С.348-349.
Если считать одних 7 тыс. арсиев-кавалеристов с семьями (как минимум, по 3-4 чел. в каждой), то получится порядка 25-30 тыс. мусульман из числа жите-лей хазарской столицы, относившихся к воинскому сословию. А ведь здесь жили, как говорилось, и мусульмане из числа торгового и ремесленного категорий населения, что в целом делает числа приверженцев ислама в Итиле довольно значительным.
Как пишет аль-Масуди, «могу щественные и храбрые» арсии выступали «опорой царя хазар», поэтому они, «присоединившись к его державе», могли предъявить требования об условиях своей военной службы: «чтобы им было позволено свободно исповедовать свою веру, иметь мечети и призыв к молитве», а также «предоставлено право воздер живаться от войны, если царь хазар будет воевать с другими мусульманами, и они были согласны выступать только против неверных (аль-куффар)»146Там же.
Рис.:9. Воины каганата: 1 – аланский аристократ; 2 – хазарский кавалерист; 3 – мусульманский воин-хорезмиец (Рис. З.Доде)
Но аланы-мусульмане царской гвардии были в основном не с Северного Кавказа, а из Закаспия, где еще в первых веках н.э. китайцы фиксируют страну алан147Иванов А.И., История монголов (Юань-ши) об асах-аланах// «Христианский Восток». – СПб, 1914. –т.II, вып. III- С.282.
Великий ученый исламского мира аль-Бируни в своей книге «Описание границ мест для определения расстояния между ними» (1025 г.) упоминает о среднеазиатских алано-асах. Он пишет, что «племя аланов и асов» (джинс ал-Лан ва-ль-Ас) проживало в нижнем течении р.Амударьи между Хорезмом и Гурганом (Дурджанийа), а затем из-за изменений в расположении русла реки переселилось вместе с печенегами (баджнак) на побережье бахр аль-Хазар – Хазарского /Каспийского/ моря148Алемань, Агусти. Указ. раб., С.332-333.
Как пишет проф.А.Алемань, хорезмийское происхождение арсиев Хазарии согла суется с сообщением аль-Бируни о миграции печенегов и закаспийских аланов на запад149Алемань, Агусти. Указ. раб., С.349.
Добавим, что арсии занимали в Дербенте отдельную мечеть, а врата Дербента, ориентированные в сторону аланов-асов, назывались Баб Арси150Аликберов А.К. Указ. раб., С.183.
Таким образом, арсии это среднеазиатские алано-асы, асии (asiani) – один из тех народов, под ударами которых около 130 г. до н.э. рухнуло Греко-Бактрийское царство151Алемань, Агусти. Указ. раб., С.512-513.
Их под именем "усунь" знают, как полагают, и китайские источники той поры. Например, о государстве /го/ усуней дает сведения отчет дипломата Чжан Цзяня (ок.138-126 гг. до н.э.), который сообщает и о государстве Яньцай, располагавшимся к северо-западу от Согдии, «вблизи Великого озера» – одного из морей, Аральского или Каспийского.
Полтора века спустя, в 25-55 гг. царство Яньцай, как указывают Анналы Старшей династии Хоу, приняло название Аланьляо. О государстве Алань, оно же Яньцай, расположенном близ Великого озера, сообщает и «История /царства/ Вэй» Юй Хуаня ок. 225-239 гг.152Алемань, Агусти. Указ. раб., С.511, 512, 514, 516
Таким образом, часть алано-асов ушла на Запад (в Европу и на Северный Кавказ), а другая оставалась на Востоке, примерно на территории совр. Туркмении, где и в I-III в.н.э. имела собственное государство, носящее их этническое наименование (кит. "Алань"). Общепризнанным считается их участие в этногенезе туркмен, коих по происхождению (не языку) М.И.Артамонов прямо относит к числу «восточных арийцев» – долихоцефалов153Артамонов М.И. Указ. раб., С.576 прим. 1410.
Напомним, что собственно аланы антропологически относились именно к долихокранному («длинноголовому») типу154Алексеев А.П. Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование. – М.,1974. – С.113. Средневековый автор Х в. Аль-Мукаддаси указывает на долихокранность хорезмийцев155Советская Этнография. – М., 1947, №6/7. – С.185.
Итак, именно из этих закаспийских алан-асов и состояло население того региона, откуда часть их – под именем арсиев – переселилась на военную службу к царю Хазарии. Добавим, что в основе названий туркменских племен язгыр (огузские племена у М.Кашгари), ясыр специалисты обоснованно видят алан-ский этноним ас (яс, аз, ус, уз)156Кононов А.Н. Родословная туркмен. — М.—Л., 1958. – С.92.
Еще в довоенное время исследователь А.Бахтияров (1930 г.) обращал внимание на аланский компонент у туркмен. В данной связи он упоминает группы «олам» в составе племени Салыр (ветвь «караман») в Серахском районе, «улам» в Ходжамбасском районе, которые «живут обособленно.., сохраняя чистоту крови, не смешиваясь с другими». Среди тех, кто проживал в Ходжамбасском районе сохранялись следующие роды: Алан (колена: Мириш-Кар, Датха, Еолук, Аул и Аякчак); Кара-Мугул (не делился на колена); Хаким (колена: Хаким, Витли, Токуз и Эшек); Кызыл (колена: Кер, Хоррам, Аошик и Вельке). Отмечалось, что большинство названий колен имеет недавнее происхождение (в частности, колено Аяк-Чак раньше, до прихода в Ходжамбасский район, называлось – Эвляд-Нур-Али). Эти группы в Ходжамбасский район пришли, как передавали старики, «с полуострова Мангишлак, где у них имелось большое укрепление под названием Алан», продолжительное время они жили в местно-сти «Вас», на юге Хорезмского ханства, а в Ходжамбассе впервые «появились в числе 72 хозяйств лет 250 тому назад». Постепенно перемещались сюда из Хи-вы и остальные, на протяжении почти ста лет. «Окончательно они переселились в бухарские владения лет 150 тому назад»157Бахтиаров А. Осколки «исчезнувших» аланов //Жур. «Туркменоведение». 1930, №8-9. - С.39-40.
Племя Олам Ургенчли упоминается в «Родословной туркмен» хивинского хан Абулгази (XVII в.).
Пребывание алан в районе Мангышлака «подтверждается тайным аланским погребением у оз.Батырь»158Цуциев А.А. О статье А. Бахтиарова «Осколки «исчезнувших» аланов» // http://iriston.info/?p=2220 Январь 31, 2010, материалы которого были опубликованы в 1961 г. К.М.Скалон, сделавшей вывод, что район «Мангышлака и прилегающие местности во II-III вв. н. э. по всем данным служили областью кочевания аланских племен»159Скалон К.М. О культурных связях восточного Прикаспия в позднесарматское время //Археологический сборник Гос. Эрмитажа. – Л., 1961. Вып.2. – С.126.. В Хорезме имелась построенная местными аланами крепость Аланкала160Толстов С.П. Основные вопросы древней истории Средней Азии // Вестник древней истории. – М., 1938. - №1, С.197; Его же: По следам древнехорезмийской цивилизации. – М.-Л., 1948. – С.493, а в юго-восточной части Хорезмского оазиса по старым картам давно выявлены аланские топонимы: на правом берегу р.Амударьи – урочище Кырк-Алан (тюрк. «Сорок алан»), на левом – канал Алан-яб161Снесарев Г.П. Объяснительная записка к «Карте расселения узбеков на территории Хорезмской области (конец XIX – начало XX вв.)» // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. – М., 1975. – С.93. В местности Уаз (Вас) на юге Хорезмской области находится русло древнего канала Ходжамияр-алан, в его низовьях – развалины с тем же названием, а также – руины остатки крепости Мириш-кала162Вайнберг Б.И. Топонимика как источник по истории туркмен Хорезма // Топонимика Востока. – М., 1962. - С.45 (этот топоним справедливо сравнивается с упо-мянутым выше названием рода Мириш-кар в племени олам163Цуциев А.А. Указ. раб.). Предполагается, что туркменские аланы жили в урочище Уаз в XVI-XVII вв.164Вайнберг Б.И. Указ. раб., С.45 О туркменском племени олам отмечали и другие авторы165Винников Я.Р. К истории формирования и расселения туркмен-хатаб, мукры, курома и олам //История, археология и этнография Средней Азии. – М., 1968.
Признано, что «туркменские женские украшения, особенно украшения текинцев, иомутов и сарыков, имеют больше своеобразия, нежели сходства в сравнении с ювелирными изделиями соседних народов», но находят аналогии среди украшений алан Северного Кавказа из могильников VI-VIII вв.166Цуциев А.А. Указ. раб. (Ссылка: Васильева Г.П. Этнические компоненты в составе туркмен по данным этнографии // Проблемы этногенеза туркменского народа. – Ашхабад, 1977. – С.100). Добавим, что из народов Средней Азии папахи носят только туркмены и каракалпаки, что позволяет провести еще одни параллели с Северным Кавказом.
Как видим, данные о туркменских аланах сохранились до этнографической современности.
В том, что термины "арсии" и "асии" имеют небольшое фонетическое различие нет ничего странного, так как выпадение фонемы "р" – явление известное в ирано-тюркском мире (например, одинаково употреблялись и поныне употребляются лексемы арслан и аслан в значении "лев").
Гвардейцы-арсии строго стояли на защите интересов мусульманской общины Хазарии, заставляя правителей каганата прислушиваться к своему мнению. Например, когда русы, ограбив в 913 г. суннитские районы каспийского побережья (владения Саджидов в Баку и Ширван), прибыли транзитом в Итиль, мусульманская гвардия потребовала от хазарского царя Вениамина отомстить русам за кровь мусульман и захват женщин и детей. Получив разрешение, в 3-дневной битве гвардейцы истребили 30 тыс. русов, остатки которых бежали, но были добиты булгарами и буртасами (аль-Масуди)167Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. – М.:Рольф,2001. – С.225, 226, 227, 246, 315.
***
К концу IX в. правительство Халифата стало терять контроль над своими кавказскими провинциями. Хашим б. Сурака, эмир Дербента с 869 г., достиг фактической независимости от Багдада, а основанная им династия – Хашимиды – управляла Дербентом два столетия, до 1075 г.168Аликберов А.К. Указ. раб., С.218-219 Вскоре стали полностью не-зависимыми восточные соседи Алании – княжества Гумик, Серир и др.
В принципе является прочно установленным то, что еще до монгольского нашествия, т.е. в период своей политической независимости, «часть алан под-вергалась исламизации»169Малахов С.Н. Алано-византийские заметки// Историко-археологический альманах. – Армавир-Москва,1997. – вып. 3. – С.154 (по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»). – М., 1993).
Дагестан (прежде всего округ Дербента) давал импульс к исламизации окружающих народов, в числе которых мы можем назвать и алан. Летопись аль-Масуди (Х в.) упоминает о мусульманах из числа аланского купечества. Этот географ и историк, прозванный «арабским Геродотом», пишет, что «к западу от страны хазаров и аланов находятся четыре тюркских народа, каждый с соб ственным царем, которые живут в мире с царем хазаров (малик аль-хазар) и правителем аланов (сахиб aл-Лан)». Далее он сообщает, что во время осады какого-то византийского города, предположительно, крепости на Черном море, «эти четыре царя созвали мусульманских купцов, прибывающих из страны хазаров, Дербента и Алании, которые перед сражением пытались обратить византийское войско в ислам»170Алемань, Агусти. Указ. раб., С.350-351.
Кстати, ислам в ту пору бытовал и в «языческих дагестанских» феодальных образованиях. Например, по данным того же аль-Масуди, в Х в. мусульманская община функционировала в княжестве Гумик171Аликберов А.К. Указ. раб., С.162, с которым, кстати аланы поддерживали дружественные отношения. Позднее это княжество – под наименованием Казикумухского /Тарковского/ шамхальства – станет не только полностью мусульманским, но и важнейшим центром распространения ислам на Северном Кавказе.
Другой сильный поток импульс исламизации алан шел с хазарских городов Поволжья с их сильными мусульманскими колониями. В ту пору население Алании было не только многонациональным, но и поликонфессиональным. Здесь исповедовали не только все три «авраамистские религии» (иудаизм, хри-стианство, ислам), но, в еще большей мере, языческие верования в виде культа предков, духов (анимизм), тех или иных предметов (фетишизм), животных (анимализм, тотемизм) и т.п.
Вопреки устоявшемуся мнению, Хазария не была уничтожена в 960-е гг. в результате походов Святослава, опиравшегося на тюрков-гузов, торков, печенегов172Гумилев Л.Н. Указ. раб., С.247.
При поддержке мусульманских владетелей, жизнь в Итиле возродилась. Туда вернулось большинство его жителей, так как могущественный ширваншах Мухаммед б. Ахмад ал-Азди (правил в 371-381 г.х. = 981-991 гг.) «оказал им помощь мужами и людьми». Как пишет об этом далее современник тех событий Ибн Хаукаль, в ответ население Итиля должно было признать власть ширванвшаха.
Согласно аль-Мукаддаси (980 гг.), жители Итиля вернулись, но они – «больше не иудеи, а мусульмане» (Мукаддаси). Как гласит этот летописец, утверждение ислама в этой части Хазарии стало результатом похода хорезмского эмира ал-Ма’муна, который «совершил на них поход из ал-Джурджании, овла-дел (Хазарией) и обратил ее в ислам».
О причинах появления хорезмского эмира на Волге пишет Ибн Мискавейх: «И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя».
Эти данные подтверждаются и летописью Ибн аль-Асира, который также пишет, что «племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма». Хорезмийцы согласились помочь только при условии принятия хазарами ислама. «Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам»173Об этом событии см.: Артамонов М.И. Указ. раб., С.588-589.
Под турками/тюрками исследователи разумеют огузские племена (А.П.Новосельцев).
Другой источник. ад-Димашки сообщает, что огузы («войско из Хорасана»), захватили «города их, страну их», т.е. хазар, которые «стали подданными» огу-зов. После этого хазары «попросили помощи от людей Хорезма, а те ответили: "Вы - неверные, примите ислам, и мы поможем вам". Лишь после того, как «те приняли ислам, за исключением царя их, и помогли им хорезмийцы, и отступи-ли от них тюрки. После этого принял ислам и царь их»174Заходер Б.Н. Указ. раб..
На основе приведенных летописных сообщений исследователями предполагается, что населению поздней Хазарии вначале оказывал помощь исламский Ширван, а затем исламский Хорезм.
Смену государственной религии в поздней Хазарии признают и современные специалисты по истории средневековья Юга России. После разгрома русами центров каганата, пишет А.П.Новосельцев, «хазарам ничего другого не оставалось, как просить о поддержке тех самых мусульман, с которыми Хазария боролась буквально столетия». На ответное предложение оставить иудаизм и принять ислам, «поставленное в безвыходное положение окружение царя вынуждено было согласиться, хотя сам царь, кажется, сначала отказался, но… уже после похода Ма’муна также принял ислам».
Как видим, последняя страница истории Хазарии – мусульманская.
Примечания.
125 [↑ назад]Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: «Ир», 1984. – С.108
126 [↑ назад]Биджиев Х.Х., Тюрки Северного Кавказа.- Черкесск,1993. – С.106
127 [↑ назад]Подробнее см.: Кузнецов В.А., Алано-осетинские этюды. – Владикавказ, 1993. – С.23,24,26,46,47; Мастыкова А.В. К изучению роли Кавказа в системе восточноевропейских торговых связей второй половины I тысячелетия н.э. (по материалам салтово-маяцкой культуры)// Историко-археологический альманах. – Армавир-Москва,1997. – вып. 3. – С.85-86
128 [↑ назад]Мастыкова А.В. К изучению роли., С.85
129 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ. раб., С.64
130 [↑ назад]Там же, С.381
131 [↑ назад]Там же, С.449, 561
132 [↑ назад]Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе // http://www.kulichki.com/~gumilev/Rest/rest0104.htm
133 [↑ назад]Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999
134 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.348-349
135 [↑ назад]Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. Пер. и комм. И.Ю.Крачковкого //На стыке континентов и цивилизаций. – М.:Инсан,1996. - С.12, 29-31, 71
136 [↑ назад]http://odnapl1yazyk.narod.ru/bulkar.htm
137 [↑ назад]Фаизов С. Ислам в Поволжье: VIII – XX вв. М., 1999
138 [↑ назад]Добродомов И. Г. Из аланских следов в топонимии Европейской части СССР // Имя – этнос – история. – М., 1989
139 [↑ назад]Там же, С.154-155
140 [↑ назад]Путешествие Ибн Фадлана, С.47
141 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ. раб., С.535-538, 560
142 [↑ назад]Там же, С.535-538
143 [↑ назад]Заходер Б.Н. Указ. раб.
144 [↑ назад]Путешествие Ибн Фадлана.., С.47; Артамонов М.И. Указ. раб., С.501-502
145 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.348-349
146 [↑ назад]Там же
147 [↑ назад]Иванов А.И., История монголов (Юань-ши) об асах-аланах// «Христианский Восток». – СПб, 1914. –т.II, вып. III- С.282
148 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.332-333
149 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.349
150 [↑ назад]Аликберов А.К. Указ. раб., С.183
151 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.512-513
152 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.511, 512, 514, 516
153 [↑ назад]Артамонов М.И. Указ. раб., С.576 прим. 1410
154 [↑ назад]Алексеев А.П. Происхождение народов Северного Кавказа. Краниологическое исследование. – М.,1974. – С.113
155 [↑ назад]Советская Этнография. – М., 1947, №6/7. – С.185
156 [↑ назад]Кононов А.Н. Родословная туркмен. — М.—Л., 1958. – С.92
157 [↑ назад]Бахтиаров А. Осколки «исчезнувших» аланов //Жур. «Туркменоведение». 1930, №8-9. - С.39-40
158 [↑ назад]Цуциев А.А. О статье А. Бахтиарова «Осколки «исчезнувших» аланов» // http://iriston.info/?p=2220 Январь 31, 2010
159 [↑ назад]Скалон К.М. О культурных связях восточного Прикаспия в позднесарматское время //Археологический сборник Гос. Эрмитажа. – Л., 1961. Вып.2. – С.126.
160 [↑ назад]Толстов С.П. Основные вопросы древней истории Средней Азии // Вестник древней истории. – М., 1938. - №1, С.197; Его же: По следам древнехорезмийской цивилизации. – М.-Л., 1948. – С.493
161 [↑ назад]Снесарев Г.П. Объяснительная записка к «Карте расселения узбеков на территории Хорезмской области (конец XIX – начало XX вв.)» // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. – М., 1975. – С.93
162 [↑ назад]Вайнберг Б.И. Топонимика как источник по истории туркмен Хорезма // Топонимика Востока. – М., 1962. - С.45
163 [↑ назад]Цуциев А.А. Указ. раб.
164 [↑ назад]Вайнберг Б.И. Указ. раб., С.45
165 [↑ назад]Винников Я.Р. К истории формирования и расселения туркмен-хатаб, мукры, курома и олам //История, археология и этнография Средней Азии. – М., 1968
166 [↑ назад]Цуциев А.А. Указ. раб. (Ссылка: Васильева Г.П. Этнические компоненты в составе туркмен по данным этнографии // Проблемы этногенеза туркменского народа. – Ашхабад, 1977. – С.100)
167 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. – М.:Рольф,2001. – С.225, 226, 227, 246, 315
168 [↑ назад]Аликберов А.К. Указ. раб., С.218-219
169 [↑ назад]Малахов С.Н. Алано-византийские заметки// Историко-археологический альманах. – Армавир-Москва,1997. – вып. 3. – С.154 (по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»). – М., 1993)
170 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.350-351
171 [↑ назад]Аликберов А.К. Указ. раб., С.162
172 [↑ назад]Гумилев Л.Н. Указ. раб., С.247
173 [↑ назад]Об этом событии см.: Артамонов М.И. Указ. раб., С.588-589
174 [↑ назад]Заходер Б.Н. Указ. раб.