Среда, 12.08.2020, 01:53

Карачаевцы и балкарцы

Билимни тюбю джокъ.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
16.08.2019 | 20:16 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ
16.08.2019 | 19:51 | МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ
САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА
22.10.2018 | 20:44 | 33
Тамга нашего рода Лиевых в числе карачаевских? Капец
05.01.2018 | 10:06 | Къарачай-малкъар тукъумла. Карачаево-балкарские фамилии. (А)
Не Абазовы,а Абазаевы, что касается Аккаевых, то там не Аккалары, а Аккайлары
18.12.2017 | 03:59 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Помогите кто-нибудь! Что обозначает къалай сыс? Просто друг отправил это сообщение и исчез..
07.12.2017 | 13:29 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
К сожалению, этот словарь не может быть использован карачаевцами. Практически через слово-ошибка. Это даже вредно. Практически все надо исправлять. Автора бы узнать, кто такое придумал. Господи, ну нельзя так!
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод

Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи "АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ"

Главная » Библиотека » История » Р.Т. Хатуев, шейх М.А. Биджи АЛАНИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ » Часть вторая. АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (зОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.) Глава 4. АЛАНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Часть вторая.
АЛАНИЯ – ЧАСТЬ МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД ИСЛАМИЗАЦИИ. XIII – XIV вв.)
Глава 4. АЛАНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
4.1. Государственная религия

В ходе монгольских походов 1221-1223 гг. аланские этнополитические образования на Северном Кавказе были разгромлены, но их присоединение к империи Чингизидов началось лишь в 1238 г., со «вторым пришествием» монголов. К тому моменту аланы были раздроблены на уделы. Известно красноречивое описание ситуации, которое дает Юлиан (1235 г.) о раздробленной Алании, где «сколько местечек, столько и князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянная война князя с князем, местечка с местечком».

Поступательное, методичное продвижение завоевателей привело к вхождению аланских территорий в состав державы Чингизидов в 1240-50-е гг. Правда, в нагорной части региона действовали непокорные группы алан, что фиксируют современники, в т.ч. Плано Карпини (1246 г.), Гильом Рубрук (1253-1254 гг.). Автор Симеоновской летописи сообщает о захвате в 1278 г. города «Дедеякова», жители которого, видимо, восстали против захватчиков.

Но весьма дальновидная политика Чингизидов, проявлявших готовность к мирным формам присоединения, веротерпимость, имперскую толерантность к фактору многонациональности со временем дала свои плоды. Алано-асские племена не только признали свое вхождение в чингизидскую империю, но и стали важной силой в механизме её функционирования (около 30 тыс. асских воинов к сер.XIV в. находилось на службе чингизидской династии Юань).

После выделения из империи её западной части – Золотой Орды (улуса Джучидов) в торговом сословие последней влиятельную часть составило алано-асское купечество, а в золотоордынской армии одну из наиболее боеспособных компонентов являли собой алано-асские отряды. Кстати, последнее обстоятельство и обусловило поход на Северный Кавказ войск Тимура в 1395-1396 гг., уничтожившего верные золотоордынским ханам удельные княжества алано-асов. Этот поход, в общем-то, и завершил историю собственно алан, место коих заняли их потомки – карачаево-балкарцы и осетины.

В рассматриваемое время исламизация затронула преимущественно равнинную и предгорную часть Алании, которая ранее и прочнее высокогорий интегрировалась в политико-правовое и культурное пространство Золотой Орды.

Четвертая (после арабского, хазарского и сельджукского этапов) волна распространения ислама на территории Центрального Кавказа, судя по всему, затронула местное население еще до того, как мусульманство стало государственной религией Золотой Орды. На это указывают и современные специалисты по кавказскому средневековью, профессионально весьма осторожные в освещении данного вопроса. В этой связи можно отметить, например, работу осетинского медиевиста Р.Ф.Фидарова, который, опираясь на анализ археологических материалов, прямо указывает на возможность принятия ислама частью алан бассейна Терека с сер. XIII в.200Фидаров Р. Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. с могильников Верхнего Джулата //Историко-филологический архив. Владикавказ, 2004. 1. С.16-31

Другой осетинский исследователь, доктор исторических наук Р.С.Бзаров, также пишет, что «во второй половине XIII века ислам стал религией части городского населения Алании», так как «об этом надежно свидетельствуют археологические материалы»201www.fandag.ru/forum/5-403-1.

Распространение мусульманства в Золотой Орде, включая и Аланию, было связано с именем первого государем, исповедовавшим ислам – хана Берке, занявшего престол в 1256/7 г. уже мусульманином. Предания гласили, что он «в момент рождения, сколько ни хотели дать ему молоко.., не брал молоко своей матери, пока одна из женщин-мусульманок не дала ему молоко и не вскормила». Отсюда, как пишет автор «Родословия тюрков» (Шаджарат аль-атрак), полагали, что «Берке-хан родился от матери (уже) мусульманином»202СМИЗО,Т.2, С.205.

Будущий хан, судя по летописям, изначально «был расположен к мусульманам», «уважал ученых и почитал благочестивых, которым у него (оказывался) почет». Сообщается о том, что у него побывало однажды «множество людей из Хиджаза» (т.е. той области, где расположена Мекка), коих он принял благосклонно и коим оказал «чрезвычайный почет»203СМИЗО, Т.1, С.205.

По свидетельству восточных летописей, Берке-хан придерживался ханифитского мазхаба, «пригласил к себе ученых из всех краев да шейхов со всех сторон и концов, чтобы они научили людей уставам религии», щедро одаривал их, «оказывал покровительство науке и ученым»204СМИЗО, Т.1, С.461.

Судя по источникам, имам и муэдзин имелись у каждой жены хана, у каждого из его эмиров. «Для детей же, - пишет далее летописец, - у них есть училища, в которых они читают Коран»205СМИЗО, Т.1, С.194.

Летописи сообщают о передвижных (походных) мечетях мусульман Золотой Орды: «мечети свои, состоящие из шатров, они возят с собою», имеются «у них имамы и муэдзины, и совершаются у них (все) 5 молитв (мусульманских)»206СМИЗО, Т.1, С.205. Как пишет ан-Нувейри, жена Берке – Джиджек (Чичек), сделавшись мусульманкой, «устроила себе мечеть из шатров, которую возила с собой». Кроме того, по приказу хана в стране строились мечети и школы207СМИЗО, Т.1, С.151, внедряются мусульманские обряды и такие исламские нормы как уплата ежегодной подати верующего (зекят), обязанности участия в джихаде и др.208СМИЗО, Т.1, С.99

Исповедовали ислам и некоторые из ближайших преемников Берке-хана, других представителей дома Джучидов, включая Туда-Менгу-хана, который «привязался к шейхам и факирам» (суфиям), и сын Токта-хана209СМИЗО, Т.1, С.68, 105, 174. Сам Тохта (1291-1312), по некоторым данным был мусульманином (аль-Муфаддаль)210Там же, С.196, а по другим (ад-Дахаби) – лишь «особенно уважал мусульманство»211Там же, С.206.

Об исламе в Алании во втор. пол. XIII в. свидетельствуют письменные источники золотоордынского времени. Так, Аль-Казвини /+1283/ в своем географическом словаре «Памятники стран и анналы их обитателей» (Атар аль-билад уа-ль-ахбар аль-‘ибад ) повторяет сведения о неприступной крепости аланов (кал'aт ал-Лан) на земле аланов (aрд ал-Лан), расположенной наверху горы, именуемой «Аланские ворота» (Баб ал-Лан). Он пишет, что аланы «не повиновались одному царю, но каждое племя имело своего собственного вождя», причем среди них были не только христиане, но и мусульмане212Алемань, Агусти. Указ. раб., С.353. В целом сведения аль-Казвини характеризирует картину кон. XIII – нач. XIV вв., когда Алания состояла из соперничающих между собой феодальных уделов.

Государственной религией Золотой Орды мусульманство сделал преемник и племянник Токты – Узбек-хан (1312-1342). Первые годы правления он «проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи)». Приобщение хана к исламу связывают с именем суфийским авторитетов (см. ниже)213СМИЗО, Т.2, С.206-207.

На основе исследований погребальных памятников Алании той поры, В.М.Батчаев пишет, что в рассматриваемое время ислам приняла «значительная часть населения в… предгорно-плоскостных районах Алании», о чем свидетельствуют многочисленные археологические данные. «Большинство известных на сегодняшний день грунтовых захоронений XIV столетия из Нижнего Джулата, Татартупа, Хамидие, Кызбуруна Третьего и др. совершены по строго мусульманскому обряду (курсив наш, - Р.Х., М.Б.)». Более того, «продолжает возрастать число не введенных пока в научный оборот синхронных захоронений омусульманившейся знати в кирпичных мавзолеях».

Как отмечает далее тот же исследователь, «о масштабах исламизации плоскостной Алании можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что целенаправленные поиски данной категории древностей пока еще не производились», а уже известные многочисленные памятники, «за единичными исключениями, представляют собой лишь побочный, т.е. непредвиденный результат полевых археологических исследований»214Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.164.

Касаясь Золотой Орды и её «городов Черкесских, Русских и Ясских», современник Узбек-хана – летописец аль-Омари (ум. 1348/9), пишет, что «в настоящее время между ними уже распространен ислам и засиял над странами их свет правоверия»215СМИЗО, Т.1, С.234.

Именно при Узбек-хане империя достигла пика своего могущества и подъема «как в экономическом, так и в культурном отношениях».Торговый путь «был оборудован ямами (ямскими дворами) с гостиницами, конной подставой, волами и верблюдами», а торговцы «из Индии, Средней Азии, Китая, Генуи и Венеции, посещали как столицу, так и другие города Золотой Орды». Тогда же «послы разных государств Запада и Востока толпились в ставке Узбек-хана», у которого «шла оживлённая дипломатическая переписка с египетскими мамелюкскимн султанами и государями Запада»216Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар //Материалы по истории Ставропольского края. - Ставрополь, 1953, ВЫП.5.-С.142.

Ибн Араб-Шах (1388-1450) пишет, что выезжающие караваны из Хорезма «едут себе на телегах спокойно, без страха, без опаски, вдоль до (самого) Крыма, а переход этот (требует) около 3 месяцев». Эти «караваны не возили с собою ни продовольствия, ни корму для лошадей и не брали с собою проводника вследствие многочисленности (тамошних) народов, да обилия безопасности, еды и питья у живущих там людей». А с распадом империи, «в тех местностях, от Хорезма до Крыма, никто из тех народов и людей не движется и не живет, и нет там другого общества, кроме газелей и верблюдов»217СМИЗО, Т.1, С.460.

Как отмечают исследователи, в период расцвета Золотой Орды происходят бурные процессы этнического смешения, «усиленные воздействующим влиянием исламизации», что приводит «к значительному увеличению удельного веса не просто мусульман-горожан, но и новых социальных прослоек и групп населения, сложившихся в ходе исламизации». Указывая на сообщения источников на городских "начальников", "эмиров", "муфтиев", "суфиев", "шейхов", "кадиев" и т.д., Е.И.Нарожный выдвигает тезис «о возможном доминировании к этому времени, представителей новой социальной элиты» Золотой Орды, а именно – мусульманской. «Усиление роли ислама в государственной жизни, - пишет он, - активное расширение мусульманской элиты, особенно на местах, вероятно, приводило и к увеличению роли мусульманского права и судопроизводства... Преобладающая роль ислама, вероятно, должна была означать полное вытеснение или же – утрату опоры на "Великую Ясу"», т.е. чингизидское /монгольское/ право218Нарожный Е.И. Северный Кавказ в ХШ-ХУ веках: проблемы политической истории и эт-нокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. ... доктора исторических наук. - Влади-кавказ - 2010.

Археологические данные золотоордынского времени пока говорят «об отсутствии каких бы то ни было признаков проникновения ислама в высокогорную зону Центрального Кавказа»219Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.166. Некоторые археологи еще более категоричны, считая, что «до XV века ислама в горах не было»220Батчаев В.М. Указ. раб.С.168. Видимо, этот вопрос требует отдельного рассмотрения и со временем можно будет внести коррективы в данный тезис. Общеизвестно, что в высокогорье все мировые религии проникали с запозданием по сравнению с равнинной частью регионов…

***

Расселению алан в городах, возникновению и развитию аланского купечества способствовала безопасность сухопутных коммуникаций Золотой Орды во время её расцвета. Это обуславливало и то, что возникали поселения и предгорно-равнинной части Алании. Рассмотрим археологические и письменные данные относительно функционирования исламских общин алан, преимущественно в городских поселения золотоордынского времени.

У южной окраины города Усть-Джегута (Карачаево-Черкесия), расположенного в зоне Мелового хребта, существовало аланское городище с мусульманским населением, на что указывают находки золотоордынского времени, когда, по мнению археологов (Т.М.Минаева, Е.П.Алексеева), «здесь было мусульманское кладбище»221Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. – М.: Наука: ИФ «Восточная литература»,1992. – С.131-132; Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971. – С.48.

На территории Северной Осетии, между левым берегом р.Терека и Кабардинским хребтом, напротив с.Эльхотово располагается аланское городище Верхний Джулат (Татартуп). Здесь, у "Эльхотовских ворот" – стратегически важном пункте на выходе из Дарьяльского ущелья к Владикавказской равнине, находился один из ордынских центров со смешанным (коренным и пришлым) населением. В городище выявлены остатки архитектурно-культовых строений – как христианских, так и мусульманских – датируемых не ранее ХIV в.222Нарожный Е.И. Указ. раб.

Наше внимание здесь привлекают погребения мусульманского типа аланского катакомбного могильника, а также «отдельное мусульманское кладбище начала XIV века»223www.fandag.ru/forum/5-403-1.

При раскопках на этом городище экспедицией О.В. Милорадович (1959 г.) был найден джучидский анонимный пул с тамгой, ориентировочно датируемый 1370 гг.224Федоров-Давыдов Г.А. Находки джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1963. Т.4, С.207-208

Рис.12 Находки в Карачаево-Черкесии. Джучиды. Токта-хан. Дирхем. Серебро. Сарай аль-Махруса. 715 г.х. (1315-6 г.). Из фондов КЧМЗ

Можно добавить, что Верхний Джулат давно отождествляется с аланским городом «Дедеяков» (вариант «Титяков»), который упомянут под 1277-1278 гг. в русской Симеоновской летописи. Последняя сообщает, что русские «князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе бог князем русскым, взяша славный град Яськый Дедеяков зиме месяца февраля в 8, на память святого пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнем пожгоша».

Никоновская летопись локализует этот город «за рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных...».

Под рекой «Сивинц» разумеют р.Сунжу (известен в источниках как Суюнч), а под «Вратами Железными» – Дарьяльский проход.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби (XVII в.) сообщает о Татартупе, где «видны остатки древних зданий... На дверях сохранились надписи и даты... Когда смотришь на этот город с высоты, то видишь 800 старых зданий».

В 1829 году у Татартупа побывал Александр Пушкин, оставивший следующий строки описания памятника аланского исламского зодчества:

"Легкий, одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы. Там нашел я несколько неизвестных имен, нацарапанных на кирпичах славолюбивыми путешественниками" ("Путешествии в Арзрум").

Великий поэт увековечил эту местность и в своей неоконченной поэме «Тазит», где читаем такие строки:

В нежданной встрече сын Гасуба,
Рукой завистника убит
Вблизи развалин Татартуба.

Царский наместник на Кавказе фельдмаршал князь М.С.Воронцов стремился сохранить архитектурный объект ("иметь наблюдение за сохранением этого памятника старины", как говорится в его приказе командиру Владикавказского казачьего полка). Он повелел отремонтировать минарет, установить железную дверь у входа и обнести железной решеткой второй ярус минарета. Однако позднее решетки были похищены, а «ремонтировка обрушилась» (В.А.Кузнецов).

Другое аланское городище Нижний Джулат находится в Кабардино-Балкарии у п.Майского. Оно имело «внешний вал, срытый в 30-40-е годы ХIII века и восстановленный во второй половине ХIV века»225Нарожный Е.И. Указ. раб.. Здесь также выявлены памятники мусульманской культуры, которые несколько подробнее освещены будут ниже.

В связи с топонимом «Джулат» напомним, что он встречается в Кумыкии (у с.Доргели имеется гора Джулат-Тау, у подножья которой до революции существовал хутор Джулат-Махи)226Доргели в прошлом и настоящем // www.kumukia.ru.

В Нижне-Джулатском городище археологической экспедицией И.М.Чеченова (1967 г.) были обнаружены золотоордынские монеты 1380-1390 гг., битые в Сарае, Сарае аль-Джедиде, Крыму227Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Монетные находки клады на территории Кабардино-Балкарии (до конца XVIII в.) //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный, 1987. С.78-79.

К равнинной части Алании в период её могущества относилось верхнее и среднее течение р.Кумы, где еще в золотоордынское время возник город Маджар. Он располагался у впадения в р.Куму её притока р.Буйволы (тюрк. Бибала), где ныне находится г.Буденновск Ставропольского края. Население его было смешанным, включая в себя алан, половцев (куман, кипчаков) и др. Современные историки считают его «крупнейшим населённым пунктом на Северном Кавказе в золотоордынское время», имевшим право чеканить свою монету. В списке таких 26-ти городов Золотой Орды, упомянуты Маджар и Маджар Джадид «Новый Маджар»228Минаева Т.М. Указ. раб. С.136. Рашид-ад-Дин в своем труде «Продолжение сборника летописей» упоминает город в форме Сарай Маджар229Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов о истории Золотой Орды. М.-Л.,1941, С.143, 246 (персидский текст)..

Арабский географ XIV века Абу-ль-Фида упоминает «Ку-Маджар, в Татарской земле называемый Борка, который находится почти в середине между Железными Воротами и Азаком» /Азов/. (Ср.: «Борка» и «Боргон/Бургон Маджар).

Другой арабский путешественник, Ибн-Баттута (1333 г.) в своей книге «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий» сообщает о своём посещении этой местности: «Поехал я в город Маджар, город большой, (один) из лучших городов тюркских, на большой реке, с садами и обильными плодами… В Маджаре мы совершили соборную молитву...»230Минаева Т.М. Указ. раб.С.145.

Об этом городе упоминает русская летопись, которая сообщая об убийстве в Орде князя Михаила Тверского (1319 г.), гласит, что послано было «тело блаженного в Маджжьчары /Маджар/ с своими бояры» для отпевания в тамошней христианской церкви231Минаева Т.М. Указ. раб. С.144; Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никонов-ской летописыо //ПСРЛ, VIII, СПб., 1885. – С.186.. Последнее обстоятельство указывает на то, что хан-мусульманин Узбек вел традиционную для Чингизидов Орды политику веротерпимости.

Алано-асские колонии из числа мусульман имелись и за пределами Алании и всего Кавказа, в том числе – и в столичных городах Орды. Ценное свидетельство об этом мы находим у Ибн Баттуты, который, посетив Новый Сарай (Сарай Берке), отмечает большую протяженность столичного города. «В нем, - сообщает книга, - тринадцать мечетей для соборной службы; одна из них шафийская. Кроме того, еще чрезвычайно много [других] мечетей». Фиксируются здесь факихи не только ханифитского, но и шафиитского, и маликитского мазхабов.

Далее Ибн Баттута пишет, что в столице живут «разные народы, как - то: Монголы это [настоящие] жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане, Кыпчаки, Черкесы, Русские и Византийцы, которые христиане». Указывается на этнические кварталы столицы: «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их». Относительно купцов и иных чужеземцев из Ирака, Египта, Сирии и других мест говорится, что они «живут в [особом] участке, где стена окружает имущество купцов»232СМИЗО, Т.1, С.306.

Данное сообщение находит отклик у современного испанского (каталонского) алановеда проф.А.Алеманя, который заключает что «аланы, похоже, единственный полностью мусульманский народ» в г.Сарае. А потому, «принимая во внимание, что хан Узбек был одним из самых главных защитников и распространителей исламской веры в Орде», данный факт может «указывать на близость к власти (или даже выдающееся положение) аланов»233Там же, С.341.

Некоторая часть алан, безусловно, проживала и в Приазовье, давнем регионе обитания алано-асских племен. Следует полагать, что среди приазовских алан также были мусульмане. Кстати, Руины мечети времен Золотой Орды были недавно найдены археологами и в центре г.Азова (золотоордынский город Азак, где в XIV веке проживало около 30 тыс. чел.). Здание мечети, отмечает старший научный сотрудник Андрей Масловский, «было возведено, как и многие мечети Средней Азии того времени, из дешевого дерева, а потому, увы, недолговечно». Археологи раскопали фундаментные траншеи, где были установлены колоннады; установлено, что длина стороны с запада на восток составляет порядка 30 метров. Это самое старое мусульманское сооружение на территории Ростовской области234В Азове найдена мечеть времен Золотой Орды //rostov.kp.ru/...y/24367/550935.

Одна из первых золотоордынских мечетей на юге современной России была выявлена осенью 2009 г. на месте городища «Ангелинский ерик» у станицы Ивановской (Краснодарский край). Оно отождествляется с городом Шакрак (площадью в 250-270 га), численность которого составляла 10-15 тыс. человек. Он располагался на пути из Тамани в Азов. Здание мечети «было украшено ярко синей многогранной мозаикой, которую прежде находили только в Западном Иране». Внешняя стена мечети – толщиной больше метра, а внутри строения – база колонн главного зала. «Снаружи располагались колонны внешней галереи, вдоль стен — навес, под которым можно было прятаться от дождя и солнца». Как отмечает археолог Игорь Волков, в этом городе фиксируется «кирпичная архитектура, особая планировка, которая была у мусульманских городов, дымоходы, к примеру, находились под лежанкой. На каждый блок домов создавался общественный водоем. Оттуда жители брали воду». Здесь, а также близ станицы Полтавской были выявлены остатки двух золотоордынских мавзолеев235На Кубани найдено крупнейшее поселение времен Золотой Орды //http://news.numizmatik.ru/na-kubani-naideno-krupneishee-poselenie-vremen-zolotoi-ordy_n3446.htm; http://www.kuban.aif.ru/culture/article/11211.

Аланы-асы в ту пору жили не только в Приазовье, но и еще дальше – в Крыму, о чем свидетельствуют письменные источники золотоордынского времени236СМИЗО, Т.1, С.112, 192.

***

Общины алан-мусульман имелись и за пределами Золотой Орды, в т.ч. числе – и на Ближнем Востоке. Их возникновению там способствовала работорговля, процветавшая в средние века. Из детей и юношей, приобретаемых на невольничьих рынках Средиземноморья, взращивались будущие султанские гвардейцы – мамлюки, из которых наиболее способные достигали высоких командных и начальствующих постов, становились наместниками областей, а затем и правителями стран. Именно от мамлюков монголы понесли своё первое поражение (разгром в битве при Айн Джалуте в 1260 г.), остановившее их натиск на страны ислама в западном направлении.

С 1250 г. объединенным султанатом Египта и Сирии правили государи, вышедшие из мамлюкской среды. Они со временем установили военно-политический союз с Золотой Ордой, откуда, кстати, поступали и невольники из числа разных народов, включая и кавказцев. Эйлани правильно говорит об источнике пополнения мамлюков Арабского Востока: уведенные в плен монголами дети разных народов («тюркские народы и племена кипчакские, алланские, асские, авлакские, черкесские и русские») отвозились для продажи «в земли сирийские и египетские». Как пишет далее летописец, «от них-то /и произошли/ мамлюки» разных подразделений – Адилийа, Камилийа, Ашрафийа, Муаззамийа, Насирийа, Азизийа, «оставившие прекрасные следы в государствах мусульманских»237СМИЗО, Т.1, С.503.

Например, в 1317 г. на одном лишь посольском корабле, который прибыл в г.Александрию от Узбек-хана «из Дешт-Кыпчакских степей», находилось 500 рабов, из коих 300 – мужского пола»238СМИЗО, Т.1, С.198.

А несколько ранее, в итоге разгрома мятежного Ногая войсками Токта-хана (в 1299 г.), было пленено «множество и несметное скопище» женщин и детей, которые из Орды «были проданы в разные места и увезены в (чужие) страны». В их числе – Египет, где «султан и эмиры накупили множество людей». Кстати, эти пленники приняли ислам, «старательно и с любовью творили молитвы», а мужчины из них впоследствии «острием меча защищали религию пророка»239СМИЗО, Т.1, С.114-115. Иными словами пленники становились мамлюками.

Не случайно Аль-Омари сообщает, что большая часть войска египетского состоит из невольников из Дешт-и-Кыпчака240Минаева Т.М. Указ. раб.С.145, как тогда обозначали не просто Великую степь, а именно Золотую Орду.

В числе мамлюков, несомненно, были и представители алано-асских племен. Как пишет В.Г.Тизенгаузен, в мамлюкском Египте служило «немалое число разных эмиров и должностных лиц», имена которых указывали на их происхождение, в т.ч. «Ас» (ﺍﻻﺺ), «Маджарец» (ﺍﻟﻤﺎﺠﺭﻯ), «Сараец» (ﺍﻟﺴﺭﺍﻯ) и др., которые были родом из разных регионов Золотой Орды241СМИЗО, Т.1, С.XII.

Напомним, что в мамлюкском султанате царствовали мамлюкские династии из двух групп – «Бахри» (условно – кипчакская) и «Бурджи» (условно – «черкесская»). Вначале правили султаны-бахриты (1250-1382), а затем их сменили султаны-бурджиты (1382-1517). Агусти Алемань справедливо отмечает, что аланы были в обоих мамлюкских подразделениях, но главным образом – в числе бахритов242Алемань А. Указ. раб. С.361.

Согласно египетским хроникам, аланский мамлюк Сайфаддин Бахадур управлял провинцией Сафад в Сирии и был эмиром в Дамаске (ум. 19 сафара 730 г.х. = 12.12.1329 г.). Семь других мамлюков XIV в. носили тот же самый титул и то же тюркское имя, и возможно, что «один или многие из них также были аланами». Источники упоминают и о трех мамлюках по имени Сайфаддин Аллан, двое из них – в Сирии. Али Ибн Асакир (ум. в 571 г. х. / 1176) в своей «Истории города Дамаск» упоминает о функционировавшей здесь мечети народа алан.243Алемань А. Указ. раб. С.362

Разумеется, все аланские мамлюки были мусульманами.


Примечания.
175 [↑ назад]Аликберов А.К. Указ. раб., С.88
176 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.357-358
177 [↑ назад]Там же
178 [↑ назад]Шихалиев Ш.Ш. Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв. //Ислам на Юге России. – Астрахань.2007. - С.113, 114
179 [↑ назад]Шихалиев Ш.Ш. Указ. раб., С.113, 114
180 [↑ назад]Волкова Н.Г. Маджары //КЭС, Вып.5. – С.58
181 [↑ назад]Малахов С.Н. Алано-византийские заметки, С.154 (по материалам: Аджаиб ад-дунйа («Чудеса мира»). – М., 1993)
182 [↑ назад]Аликберов А.К. Эпоха классического ислама.., С.80, 225
183 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.282
184 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.475
185 [↑ назад]Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. МИА №106. – М.: Изд-во АН СССР,1962. – С.26
186 [↑ назад]Там же, С.41
187 [↑ назад]Нарожный Е.И. Средневековые кочевники.., С.18. См. также: Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII- XIV вв. //Историко-филологический архив. Вып.1. Владикавказ,2004. С.22-24.
188 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
189 [↑ назад]Закиев М. Татары: Проблемы истории и языка. /Сборник статей по проблемам лингвои-стории; возрождения и развития татарской нации/. - Казань, 1995. – С.38-57 (Ссылка: Шпи-левский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. — Казань, 1877. – С.105)
190 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
191 [↑ назад]Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru
192 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов.- М.:Изд-во МГУ.1965. – С.201 (ист.: А.Куник, В. Розен. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах, ч. I СПб., 1878, стр. 58 60)
193 [↑ назад]Нечаева Л.Г. О мавзолеях Северного Кавказа // Сборник музея антропологии и этногра-фии. Выпуск XXXIV. Материальная культура и хозяйство народов Кавказа. Средней Азии и Казахстана. – Ленинград: "Наука", 1978. – С.86
194 [↑ назад]Васильев Д.В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации //Ученые записки Астраханского государственного университета. – Астрахань: Изд-во АГК,2003.
195 [↑ назад]Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957, стр. 169-173
196 [↑ назад]Агаев Анвер. Древние и могучие корни Ислама в России. Саксин – город-государство //www.islam.ru/pressclub/histori/dremok/
197 [↑ назад]http://perfilovu.narod.ru/istor/hung.txt
198 [↑ назад]Ал-Гарнати Абу Хамид //www.hystory.ru; Заходер Б.Н. Каспийский свод…
199 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия //Автореф. диссертации... доктора исторических наук. – Владикавказ, 2010
200 [↑ назад]Фидаров Р. Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. с могильников Верхнего Джулата //Историко-филологический архив. Владикавказ, 2004. 1. С.16-31
201 [↑ назад]www.fandag.ru/forum/5-403-1
202 [↑ назад]СМИЗО,Т.2, С.205
203 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.205
204 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.461
205 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.194
206 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.205
207 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.151
208 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.99
209 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.68, 105, 174
210 [↑ назад]Там же, С.196
211 [↑ назад]Там же, С.206
212 [↑ назад]Алемань, Агусти. Указ. раб., С.353
213 [↑ назад]СМИЗО, Т.2, С.206-207
214 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.164
215 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.234
216 [↑ назад]Минаева Т.М. Золотоордынский город Маджар //Материалы по истории Ставропольского края. - Ставрополь, 1953, ВЫП.5.-С.142
217 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.460
218 [↑ назад]Нарожный Е.И. Северный Кавказ в ХШ-ХУ веках: проблемы политической истории и эт-нокультурного взаимовоздействия. Автореф. дисс. ... доктора исторических наук. - Влади-кавказ - 2010
219 [↑ назад]Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. – М.,2006. – С.166
220 [↑ назад]Батчаев В.М. Указ. раб.С.168
221 [↑ назад]Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. – М.: Наука: ИФ «Восточная литература»,1992. – С.131-132; Минаева Т.М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971. – С.48
222 [↑ назад]Нарожный Е.И. Указ. раб.
223 [↑ назад]www.fandag.ru/forum/5-403-1
224 [↑ назад]Федоров-Давыдов Г.А. Находки джучидских монет //Нумизматика и эпиграфика. М., 1963. Т.4, С.207-208
225 [↑ назад]Нарожный Е.И. Указ. раб.
226 [↑ назад]Доргели в прошлом и настоящем // www.kumukia.ru
227 [↑ назад]Виноградов В.Б., Депуева А.Б. Монетные находки клады на территории Кабардино-Балкарии (до конца XVIII в.) //Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Грозный, 1987. С.78-79
228 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.136
229 [↑ назад]Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов о истории Золотой Орды. М.-Л.,1941, С.143, 246 (персидский текст).
230 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб.С.145
231 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб. С.144; Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никонов-ской летописыо //ПСРЛ, VIII, СПб., 1885. – С.186.
232 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.306
233 [↑ назад]Там же, С.341
234 [↑ назад]В Азове найдена мечеть времен Золотой Орды //rostov.kp.ru/...y/24367/550935
235 [↑ назад]На Кубани найдено крупнейшее поселение времен Золотой Орды //http://news.numizmatik.ru/na-kubani-naideno-krupneishee-poselenie-vremen-zolotoi-ordy_n3446.htm; http://www.kuban.aif.ru/culture/article/11211
236 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.112, 192
237 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.503
238 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.198
239 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.114-115
240 [↑ назад]Минаева Т.М. Указ. раб.С.145
241 [↑ назад]СМИЗО, Т.1, С.XII
242 [↑ назад]Алемань А. Указ. раб. С.361
243 [↑ назад]Алемань А. Указ. раб. С.362