Обществоведение |
Не секрет, что сегодня у значительного числа учащихся в школах и вузах нашей республики (да и практически во всех регионах страны) слабо выражена мотивация к обучению, к овладению знаниями, а престиж учебы, образования заметно упал. Это является существенной проблемой, а снижения качества образования, подготовки специалистов уже сейчас стало сказываться на социально-экономическом развитии КЧР.
Не претендуя на всеохватность проблемы, хотелось бы остановиться на некоторых аспектах и причинах анализируемого явления.
Как представляется, одной из причин резкого падения уровня образования и мотивации к учебе является низкое качество преподавания самого широкого спектра дисциплин практически во всех школах республики и низкий уровень квалификации учителей. В настоящее время учителей старой, советской школы в средних учебных заведениях практически не осталось, а мизерные зарплаты нередко приводят к тому, что их места занимают далеко не лучшие выпускники педагогических вузов. В этой ситуации нет нужды объяснять, что специалист, сам не овладевший в должной мере своей профессией, не в состоянии обучить и воспитать других людей.
Аналогичная картина сложилась и вузах республики. Уровень профессиональной подготовки некоторой части преподавательского состава (причем зачастую независимо от должностей и регалий) чрезвычайно низкий. Они не в состоянии не только обучить студента, дать ему минимальный объем знаний по той или иной дисциплине, но и преподавать вообще.
Именно низкий уровень обучения, качества образования приводит к заметному оттоку наиболее грамотной части молодежи республики в другие регионы страны, приводит к устойчивому стереотипу о непрестижности образования внутри КЧР.
Однако, следует признать, что низкий уровень обучения в школах и подготовки специалистов в вузах – это проблема не только и не столько самих учебных заведений. Они во многом, как зеркало, отражают запросы и настроения современного нам общества. Последнее в республике еще довольно традиционно и обладает известными издержками «крестьянского» мышления, когда, зачастую, более значимым кажется не процесс, а поверхностный результат. То есть, аттестат или диплом рассматриваются как вполне материальные объекты или средства для дальнейшего карьерного роста. То, что данные документы лишь подтверждение полученного уровня образования и специальной профессиональной подготовки и за ними должен стоять определенный багаж знаний мало кого интересует.
Именно этот подход во многом разлагает процесс обучения в школах и вузах, создает великолепные предпосылки для развития коррупции в образовательной системе. В сложившихся условиях педагог, который действительно хочет чему-то научить, принципиален в вопросах обучения и образования, для учащихся и их родителей – враг номер один. И наоборот, педагог, с которым можно договориться о завышении оценки, который идет на поводу у родителей и учащихся, не вызывает особых нареканий. Следует признать, что сложился довольно значительный пласт учеников и студентов, не желающих учиться. Хуже того, тот, кто пытается действительно что-то делать, стремиться к знаниям, подвергается насмешкам сверстников. Значительный контингент студентов изначально настроен сдавать экзамены или зачеты любым способом (взятка, протекция родственника, даже физическая угроза и т.п.) кроме одного – собственно демонстрирования своих знаний по предмету.
Закреплению взглядов и представлений о непрестижности и даже бессмысленности учебы способствует и сложившаяся в республике социально-экономическая обстановка. Уровень обеспеченности от уровня образования не зависит. Скорее наоборот. Многие состоятельные граждане никогда не могли похвастаться уровнем своего образования и интеллекта. Общественность республики убеждена (и не без оснований) в высокой степени коррупционной составляющей нашего общества, в том, что в нашем регионе процветают семейственность и клановость и что в таких условиях устроиться на высокооплачиваемую, престижную работу без протекции или взятки практически невозможно. Среди населения упорно циркулируют слухи о том, что должности в государственных, муниципальных и прочих органах власти зачастую элементарно продаются. Появились преподаватели, ставящие оценки только за определенную мзду, не взирая на уровень и наличие знаний. Даже пресловутый ЕГЭ на высокие баллы зачастую сдают только те, кто заплатил, а не те, кто знает ответы на предлагаемые вопросы.
В таких условиях, действительно, учеба теряет всякий смысл. Она не будет пользоваться не престижем, не популярностью, а проблема подготовки высококвалифицированных кадров, уже ставшая для республики актуальной, будет только усугубляться. В условиях же нехватки или отсутствия специалистов ни о каком кардинальном улучшении социально-экономической ситуации в регионе не может быть и речи.
К тому же удивляет пассивность нашего социума в отношении проблем образования. Подавляющее большинство не желает жестко предъявлять претензии к органам власти, регулирующим вопросы образования. Довольно безразлично относится к уровню преподавания различных дисциплин в средних и высших учреждениях республики. Складывается впечатление, что определенную часть населения вообще устраивает сложившаяся ситуация в сфере образовательных услуг, и сами родители требуют от своих чад и их наставников именно оценок, а не знаний. К сожалению, такие представления рано или поздно очень сильно скажутся не только на морально-ценностных ориентациях нашего общества, но еще и серьезно ударят по материальному благополучию «образованцев».
Таким образом, зависимость мотивации к учебе от социально-экономической ситуации очевидна. Без радикального изменения последней, создания эффективных каналов вертикальной социальной мобильности не следует ожидать и серьезных изменений в образовательной сфере. А поскольку советская (сталинская) модель развития общества считается в наше время не приемлемой, руководству республики, наверное, следует более активно формировать в КЧР действенные рыночные механизмы и независимые структуры, создавать жесткую конкурентную среду во всех сферах жизни общества, способствуя развитию частной инициативы, прежде всего, в сфере производства, и определить критерии эффективности работы государственных и муниципальных служащих.