Четверг, 18.04.2024, 08:06

Карачаевцы и балкарцы

Биле турсанг да сора тур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VII

Главная »Библиотека »Журналы »ИЗВЕСТИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА Т.VI » Обществоведение
Обществоведение

М.Д. Батчаева "Молодежные мусульманские гендерные практики как субкультурные характеристики"
150Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Гендерная ролевая композиция мусульманских молодежных субкультур КЧР») проект № 11-13-09002 а\ Ю

Религия как социальный институт представляет собой полифункциональную систему, одной из важнейших функций которой является поддержание культурных практик, регламентирующих гендерные отношения путем трансформации биологических особенностей пола в социальные конструкты женских и мужских ролей151Соколова И.А. Гендерные аспекты христианства и ислама: монография.Хабаровск.: Издательство ДВГУПС,2008. С.6. Гендерные отношения являются значимым элементом всей социальной системы в связи с тем, что позиционируются с процессами воспроизводства общества. Религиозные нормы и правила имеют консервативный характер, в силу чего регламентируют и закрепляют устойчивые полоролевые предписания. В условиях реинституционализации религии в современной России происходит укрепление позиций ислама, формируется гендерный порядок, основанный на исламской модели социального устройства. Наиболее ярко данный процесс проявляется в функционировании молодежных мусульманских субкультур.

Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений. Смысл понятия «гендер» в социальных науках заключается в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме. Гендер - это социокультурная маска пола152Сажина Л.В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов-на- Дону.:ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С.19.

Исследование гендерных отношений предполагает некоторую интерпретацию социально организованных взаимодействий между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения присутствовали в трудах Маркса и Дюркгейма, Зиммеля и Парсонса, Хабермаса и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана и Гарфинкеля. В социологии сложилось три основных подхода к изучению гендерной культуры: марксизм, структурный функционализм и драматургический интеракционизм. В рамках марксизма гендерные отношения выступают как один из аспектов производственных отношений, как фактор разделения труда и эксплуатации. Структурный функционализм внес значительный вклад в развитие гендерологии, положив начало полоролевому подходу. Выделяя две основные гендерные роли в социальной системе – эксперссивную и инструментальную, сторонники фукнционализма признавали биологический детерменизм ролей. Экспрессивная роль, предписанная женщине – забота, сохранение эмоционального баланса в семье, инструментальная – предписанная мужчине, роль добытчика и защитника.

В рамках драматургического интеракционизма гендерные отличия рассматриваются как средства выражения их гендерной идентичности. Механизм создания гендера - это гендерный дисплей, представляющийся как набор ритуализированных действий, совершаемых индивидом в ситуациях взаимодействия лицом-к-лицу. Впоследствии в социологии сформировался гендерный подход, в рамках которого гендерный статус перестает быть предписанным. В результате развития гендерологии как междисциплинарной области знания появляется объединительная парадигма, в рамках которой Р. Коннелл разрабатывает теорию гендерной композиции. Гендерная композиция охватывает три основные сферы: труд, политика, сфера эмоциональных отношений. Эти сферы образуют условия гендерного режима, который представляется как «правила гендерной игры». Эти правила, или гендерные практики, находят свое выражение в семье, экономической системе, политике и т.д.153Гредновская Е.В.Кризис идентичности: дискурсы и практики: моногра-фия.Челябинск.:Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С.10

Важнейшим условием развития и функционирования социальной системы является демографическое воспроизводство. Эта необходимость сформировала определенный гендерный порядок, определенное распределение ролей, связанное с распределением труда, семейными отношениями, воспитанием детей. Гендерный контракт, лежащий в основе гендерной культуры включает в себя разделение труда и экономическую активность по признаку пола, гендерный дисплей – идеальный образ маскулинности и феминности, социальное выражение сексуальности.

Важным элементов любого общества выступает гендерная культура как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности154Сажина Л.В. Современная гендерная культура.., С.40. Исторически обществу известны три типа гендерной культуры: матриархат, патриархат, биархат. Все мировые религии, в том числе ислам направлен на поддержание патриархальной гендерной культуры. Однако, на протяжении 20-21 века произошли существенные изменения в области гендерных отношений. Феминизм, демократизация общества, установление рыночной экономики, глобализация внесли значительные коррективы в традиционные гендерные схемы не только на Западе, но и в таких традиционных регионах как Карачаево-Черкесия. Официально закрепленная в традиционной кавказской культуре патриархальная гендерная схема с четким разделением ролей претерпела существенное изменение. В первую очередь изменения проникли в молодежную среду, стали образцом для поведения молодых. Если доминирующую культуру региона можно характеризовать как переходную от патриархальной к биархальной гендерной схеме, то гендерная схема мусульманских молодежных образований направлена в сторону укрепления патриархата. В то же время, как показывают исследования, миф о закрепощенной мусульманке предстает простым стереотипом, а мнимая несвобода мусульманки в хиджабе оборачивается подлинной свободой от предвзятых оценок и представления женщины как предмета потребления и тиражирования. Гендерная схема мусульманских молодежных сообществ предписывает мужчине заботу о женщине, о ее материальном благополучии. Женские роли упрощены, так если нормой для доминирующей культуры является то что повысилась экономическая активность, женщина работает и дома и вне дома, стремиться сделать карьеру в традиционно мужских сферах при этом общественные стереотипы предписывают ей роль матери и жены, то в рамках мусульманских сообществ женский образ связан, прежде всего с домом, семьей, воспитанием детей, при этом женщина может и работать. Если образ феминности отличается монофункциональностью, то образ маскулинности в рамках исследуемых образований отличается, прежде всего, отношением к труду. В доминирующей культуре формируется негласное положительное отношение содержания мужчин за счет женщин, в рамках же субкультур данный вопрос категорически отрицается, что приводит к росту мужской трудовой и экономической активности. Образ женщины в доминирующей культуре все более независим, раскрепощен, тиражируется и рассматривается как предмет, в рамках же субкультур следуют формуле – женщина-мать. Уважение к женщине становиться частью гендерного дисплея в рамках субкультур. В то же время в доминирующей культуре образу феминности далеко до настоящего равенства. Женщина в регионе не может сделать карьеру в политике, в сфере государственного управления, как правило, сталкиваясь с неприятием со стороны мужчин и социума.

На современном этапе развития гендерной культуры в регионе можно констатировать что доминирующая культура движется в строну гендерного равенства, а мусульманские молодежные культуры в сторону патриархальной гендерной схемы. Гендерная ролевая композиция начинает выступать в качестве субкультурной характеристики и отличительной черты. Дальнейшее развитие процесса возможно усугубит культурные различия в молодежной среде, что будет препятствовать конструктивному социальному диалогу.


Примечания.
150 [↑ назад]Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Гендерная ролевая композиция мусульманских молодежных субкультур КЧР») проект № 11-13-09002 а\ Ю
151 [↑ назад]Соколова И.А. Гендерные аспекты христианства и ислама: монография.Хабаровск.: Издательство ДВГУПС,2008. С.6
152 [↑ назад]Сажина Л.В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов-на- Дону.:ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С.19
153 [↑ назад]Гредновская Е.В.Кризис идентичности: дискурсы и практики: моногра-фия.Челябинск.:Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С.10
154 [↑ назад]Сажина Л.В. Современная гендерная культура.., С.40